Денежных средств бюджетных и внебюджетных. Финансовая система - Экономическая теория (Иохин В.Я.)

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом .

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от . Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные , т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые , которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные . Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

Внебюджетный фонд

(Off-budget fund)

Состав и классификация внебюджетных фондов

Особенности социальных внебюджетных фондов РФ

Принятый в России обязательного медицинского страхования соответствует и международным правовым тенденциям. В большинстве развитых стран вопросы финансирования системы здравоохранения считаются одними первостепенным. Решение этой задачи недопустимо пускать на самотек. Поэтому принятие закона обязательного медицинского страхования - это серьезный шаг к отказу от остаточного принципа финансирования сферы здравоохранения и построению финансового задела для вывода ее на качественно более высокий уровень.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В настоящее время в России созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Обязательное медицинское страхование в силу закона распространяется на всех без исключения россиян. Любой гражданин, независимо от уровня доходов, пола или возраста, обладает правом доступа к бесплатным медицинским услугам, предусмотренным программой ОМС. В 2010 г. в России в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация , что сопоставимо с данными за 2009 г. (8 142 медицинские организации ). В 2010 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. руб. (в 2009 г.- 491,5 млрд. руб.), в том числе на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. руб.

Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.

Финансирование программы обязательного медицинского страхования производится государством. Источниками финансирования в данном случае служат и нижестоящие бюджеты, средства организаций и предприятий, благотворительные суммы. С работающих граждан удерживаются страховые взносы и перечисляются в специальный фонд, расходование средств из которого происходит при обращении пациентов за медицинской помощью. При этом люди с разным уровнем дохода уравнены в правах, - каждый из них имеет право на один и тот же пакет врачебной помощи.

В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи - 477,2 млрд. руб. или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. руб., или 1,5 %. В общей сумме издержек страховых медицинских организаций 476,5 млрд. руб. (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. руб., что на 0,3 млрд. руб. больше, чем в 2009 г.

При росте затрат средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре издержек по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%.

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В 2009 г. в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. руб., что на 14,5 млрд. руб. (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. руб. (в том числе единого социального налога - 153,1 млрд. руб.), что на 140 млн. руб. меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. руб.

В минимальный набор бесплатных страховых услуг входит:

Предоставление экстренной медицинской помощи в неотложных случаях, таких как роды, травматические ситуации, острые отравления;

Амбулаторное лечение пациентов с хроническими заболеваниями;

Роды, аборты, травмы, острые состояния - лечение в стационаре;

Медицинская помощь на дому для пациентов, не могущих самостоятельно передвигаться;

Оказание комплекса профилактических услуг для инвалидов, беременных женщин, детей, ветеранов, онкологических больных и пациентов с психическими расстройствами; реабилитация людей, перенесших инфаркт миокарда и инсульт.

Программа ОМС не включает лечение социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулеза и т.д.). Лечение этих заболеваний оплачивается из средств городского и федерального бюджетов. Из бюджета также оплачиваются деятельность Скорой медицинской помощи, льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, ушное, глазное), дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению.

Программа обязательного медицинского страхования предусматривает весь комплекс стоматологических услуг для детей и студентов, матерей с детьми до 3-х лет, беременных, ветеранов. Кроме того, существует система обеспечения медикаментами для категорий населения, пользующихся специальными льготами.

Полис ОМС - это главный медицинский документ застрахованного, который нужно беречь, как зеницу ока. Получение дубликата страхового полиса - дело хлопотное и требующее расходов времени. Фактически, полис обязательного медицинского страхования является доказательством заключения соглашения ОМС и подтверждением того, что пациент является участником программы. Страховой полис содержит ссылку на номер и дату договоренности , там же указан и срок его действия. Рабочие и служащие получают полис ОМС в бухгалтерии или отделе кадров своего предприятия; неработающие россияне - в государственной страховой организации.

Если у гражданина возникает необходимость в медицинской помощи, - он предъявляет в поликлинике страховой полис и удостоверение личности. Полис действителен только в период действия трудового . Увольняясь с предыдущего места работы, гражданин возвращает полис обязательного медицинского страхования в свою бухгалтерию. На новом месте работы человек получает новый полис.

Надо иметь в виду, что полис обладает силой лишь на территории Российской Федерации. И в этом заключается один из главных его недостатков. На граждан, выезжающих на длительный срок работать по контракту за пределы родного государства, не распространяются возможности программы обязательного медицинского страхования. Поэтому, в таких случаях необходимо позаботиться о дополнительных видах страхования.

01 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в России" от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ. Давайте посмотрим, какие именно изменения произошли в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и каковы теперь права граждан.

К застрахованным лицам Федеральный закон N 326-ФЗ относит российских граждан, иностранцев (имеющих временную регистрацию или вид на жительство), лиц без гражданства и беженцев (в соответствие с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах").

Также застрахованное лицо имеет право на выбор лечебного учреждения из числа участвующих в реализации территориальной программы ОМС, а также на выбор врача, для чего нужно подать заявление лично или через своего представителя на имя руководителя лечебного учреждения.

Предусмотрено также право на возмещение ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховым или медицинским учреждением своих обязанностей, на получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, на защиту персональных данных.

Однако вместе с правами есть и обязанности.

Так, застрахованные лица должны:

Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

Подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования (если Вы уже застрахованы и имеете полис, то в случае, если Вы не подадите заявление, Вы останетесь в той же страховой организации, что и раньше);

Уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;

Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

Законом предусмотрена разработка базовой и территориальной программ ОМС. Исходя из норм ст. 35 и ст. 36 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа действует на всей территории Российской Федерации, а территориальная - в пределах субъекта федерации , где выдан медицинский полис, причем последний можно не предъявлять, если требуется экстренная медицинская помощь.

Таким образом, имея полис, можно получить медицинскую помощь на всей территории РФ, но только в рамках базовой программы ОМС. Получить помощь в рамках территориальной программы можно только по местному полису.

Для получения полиса ОМС нужно обратиться в интересующую страховую медицинскую организацию с соответствующим заявлением. Если такой организации нет, то обращаться нужно в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В тот же день застрахованному лицу должен быть выдан полис или, в отдельных случаях, предусмотренных правилами обязательного медицинского страхования, временное свидетельство.

Что касается работающих граждан, обязанность оформить полис остается за работодателями до 01 мая 2011 г., а после работники должны будут получать полисы самостоятельно (Пункт 4 ч. 1 ст. 16, ст. 46 закона).

Страхование детей со дня рождения до дня государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители, а после такой регистрации - организацией по выбору одного из родителей.

Услуги медицинской страховки в Республики Германии оказывают специальные организации, называемые больничными кассами.

Первая страховая Федеративной Республики Германии , предложившая клиентам медицинский страховой полис, появилась ещё в 1848 г. Называлась она "Больничная касса служащих Берлинского". Но ещё раньше, в 1843 г., прототип медицинского страхования был введён для служащих табачной промышленности. Всё это были частные организации.

На государственный уровень проблему медицинского страхования вывел великий собиратель немецких земель Отто фон Бисмарк в ходе своих социальных реформ. В 1881 г. он выдвинул идею обязательного социального страхования всех служащих, куда медицинская страховка вошла в первую очередь. С тех пор все работники, а также члены их семей, на территории Федеративной Республики Германии (ФРГ) с доходом, не превышающим определённую законом сумму, обязаны иметь медицинскую страховку.

Сумма годового дохода, выше которой обязательную государственную медицинскую страховку иметь уже не обязательно, меняется в последнее время каждый год. Законодатели стараются постоянно увеличивать эту сумму, чтобы больше людей попадали под обязательное страхование. В 2011 г. те, кто получает в год более чем 49500 €, могут решать самостоятельно, нужна ли им медицинская страховка, и если нужна, то какая именно: частная или государственная.

Все остальные обязаны отдавать в больничные кассы 7,9% своего годового дохода. Ещё 7% от зарплаты работника платит работодатель. На данный момент в Республики Германии около 150 государственных страховых компаний предоставляющих медицинское страхование. По закону качество медицинских услуг не может зависеть от того, в какую кассу платит бюргер страховые взносы. Примерно 95% услуг, предоставляемых кассами, должны быть абсолютно одинаковыми. Оставшиеся 5% услуг включают в себя оплату различных нетрадиционных методов лечения или какие-то дополнительных сервисов. По плану реформы 2009 г. на этом пятипроцентном сегменте рынка должны включаться рыночные рычаги.

Все основные медицинские услуги предоставляются бесплатно. Но есть исключения в виде "неосновных" услуг. Например, поход к зубному врачу может вылиться в кругленькую сумму, в зависимости от того, какую часть затрат покрывает страховка. Некоторые кассы предлагают своим клиентам дополнительный пакет услуг. Например, если человек регулярно посещает стоматолога, то касса оплатит ему лечение зубов не на 70%, а на 90%. Существуют и другие премии. Проще всего использовать специальный сервис, где есть по всем немецким государственным медицинским страховкам. Там можно конкретно узнать какие бонусные пакеты есть в той или иной страховой компании, а также сравнить услуги страховых компаний между собой.

Для детей в возрасте до 18-ти лет вообще не существует никаких "неосновных" издержек. Любые прописанные врачом процедуры и медикаменты оплачиваются страховкой. Для взрослых существуют доплаты. Например, 10 € в квартал стоит посещение врача. А за любые прописанные медикаменты необходимо уплатить 5 €. Но и эти копейки могут быть оплачены государством, если бюргер имеет малый доход.

Затем каждая касса получает из него деньги , пропорционально своему количеству клиентов. Именно поэтому страховым компаниям всё равно, кого страховать - богатого или бедного, молодого или старика. Все деньги в итоге будут поделены поровну. Если же страховке выделенной части средств не хватает, то она имеет право собрать со своих клиентов дополнительные взносы. Минимальный взнос составляет 8€ в месяц, а максимальный - 1% от дохода клиента. От дополнительных выплат нельзя отказаться. Но зато можно разорвать контракт со страховкой в течение следующих двух месяцев. Кассы обязаны предупреждать своих клиентов о введении дополнительного сбора. Обычно об этом пишут заранее на сайте страховой фирмы.

После того, как страховка выбрана, следует заключить контракт с кассой. Можно вызвать на дом страхового агента или попросить прислать договор по почте. Если страховка по какой-то причине не подошла, то её можно сменить, правда, это занимает некоторое время. После заключения страховки разорвать контракт с ней можно только через 18 месяцев, при условии, что касса не начинает собирать дополнительных сборов.

После заключения контракта касса присылает по почте страховой полис на каждого члена семьи, если тот не работает. Таким образом, один работающий платит за всю семью и все пользуются его страховкой. Работодатель переводит в указанную служащим кассу ежемесячно. Более того, работодатель платит кассе ещё ровно столько же, сколько платит сам служащий.

Страховой полис бюргера представляет пластиковую карту стандартного размера, содержащую микрочип. В ней хранятся имя владельца, его контактные данные, дата рождения и прочая административная информация, необходимая врачам. Врач или аптекарь, обслуживая клиента, сначала проводит картой по специальному считывающему устройству.

Все в Федеративной Республики Германии вольны самостоятельно выбирать лечащих врачей. Никто не привязан к районным поликлиникам или региональным медицинским учреждениям. Конечно, страховка может не покрыть, например, расходы на дорогу в отдалённую клинику, если в таком выборе не было особых оснований, но лечение - другое дело.

Помимо государственных больничных касс, как уже писалось выше, существуют частные кассы. В них система оплаты устроена несколько иначе. Сначала больной самостоятельно платит за лечение, затем посылает счета в страховую компанию, которая возвращает ему деньги. На каждого члена семьи надо заключать отдельную частную страховку и платить тоже приходится отдельно. Но если доходы велики, то это всё равно может быть дешевле, чем 14,9% от зарплаты. Таким образом, частные страховки наиболее выгодны тем богатым жителям Федеративной Республики Германии (ФРГ), которые не имеют проблем со здоровьем и детей.

К старости выплаты в государственную страховку снижаются, в зависимости от заработанной пенсии. Для малоимущих и безработных страховку обеспечивает государство.

Благодаря такой системе страхования в Республики Германии нет проблем с получением необходимого медицинского обеспечения. Но недостатки у этой системы всё же есть. Например, производители медицинского оборудования или поставщики услуг непомерно задирают цены, в расчёте на то, что платят то за услуги не люди, а страховые компании.

В США медицинское страхование добровольное и почти полностью осуществляется работодателями. Страхование от болезней - наиболее распространенный вид страхования по месту работы, однако наниматели вовсе не обязаны его предоставлять. Не все американские служащие получают такую страховку. Все же в наиболее крупных компаниях медицинское страхование является почти неотъемлемым условием, и в 1990 г. им было охвачено около 75% населения США .

Существует много видов медицинского страхования. Наиболее распространенным является так называемое компенсационное страхование, или страхование "платы за услуги". При этой форме страхования работодатель выплачивает страховой компании страховую премию за каждого работника, обеспеченного соответствующим полисом. Затем страховая оплачивает чеки, представленные больницей или другим медицинским учреждением либо врачом. Таким образом, оплачиваются услуги, входящие в страховой план. Обычно страховая компания покрывает 80% затрат на лечение, за остальное должен платить сам застрахованный.

Существует альтернатива - страхование так называемых управляемых услуг. Число американцев, охваченных этим видом страхования, быстро увеличивается (более 31 млн. чел. в 1991 г.). В данном случае страховая компания заключает контракты с врачами, другими медицинскими работниками, а также c учреждениями, включая больницы, на оказание всех услуг, предусмотренных этим видом страхования. Обычно медицинские учреждения получают фиксированную сумму, которая выплачивается заранее за каждого застрахованного.

Различия между двумя описанными видами страхования очень существенны. При страховании "управляемых услуг" медицинские учреждения получают только фиксированную сумму из расчета на каждого застрахованного пациента независимо от объема оказанных услуг. Таким образом, в первом случае работники системы здравоохранения заинтересованы в привлечении клиентов и предоставлении им разнообразных услуг, тогда как во втором - они скорее откажутся от назначения пациентам дополнительных процедур, по крайней мере, вряд ли назначат их больше, чем необходимо.

В настоящее время правительство США также оплачивает более 40% издержек на здравоохранение в рамках основных программ - "Медикэйд" (Medicaid) и "Медикэр" (Medicare). В соответствии с программой "Медикэр" осуществляется страхование всех американцев старше 65 лет, а также тех, кто приближается к этому возрасту и у кого есть серьезные нарушения состояния здоровья. Программа "Медикэр" частично финансируется за счет налога, взимаемого со всех работающих - как с наемных рабочих, так и с работодателей. В целом этот налог составляет около 15% дохода занятых американцев. Кроме того, "Медикэр" финансируется из общих поступлений подоходного налога. Программа "Медикэйд" предусматривает страхование малообеспеченных американцев, преимущественно женщин и детей из бедных семей. В рамках этой программы оплачивается также пребывание в домах престарелых тех, кто требует постоянного ухода и не может обходиться без ежедневной посторонней помощи.

Однако есть много американцев, не охваченных никакими видами страхования. Многие из них работают, но наниматели не обеспечивают их медицинской страховкой. Большая часть расходов на медицинские услуги в США покрывается за счет добровольного медицинского страхования, которое оплачивается работодателями, а также правительством. Тем не менее, на долю граждан приходится значительная часть затрат за предоставленные медицинские услуги. Эти платежи принято считать механизмом регулирования и соответствующего снижения издержек (если работник оплачивает часть затрат самостоятельно, он реже обращается к врачу).

Внебюджетный фонд (Off-budget fund) - это

Финансовый словарь - (off budget funds) государственный денежный фонд, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. Формируется за счет специальных источников (не налоги, а специфические … Экономико-математический словарь

Внебюджетный фонд Энциклопедия права

Внебюджетный фонд - в РФ целевой гос ный, региональный или местный финансовый фонд, образуемый для накопления и дальнейшего целевого использования денежных средств в соответствии с потребностями социально экономического развития государства, субъекта РФ, региона,… … Большой юридический словарь

Государственный внебюджетный фонд - в РФ фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы,… … Финансовый словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД, форма образования и расходования денежных средств (см. ДЕНЬГИ), образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на… … Энциклопедический словарь Подробнее Подробнее Купить за 44.95 руб электронная книга


Совокупность денежных фондов, которые не входят в государственный бюджет страны и предназначены для оплаты медицинских расходов граждан, начисления пенсий, пособий по безработице, инвалидности.

Структура российский внебюджетных фондов включает более сорока организаций, которые используют до 60% доходов страны.

В зависимости от контролирующего органа, такие организации разделяются на местные (например, природоохранные), региональные (например, по подготовке региона к олимпийским соревнованиям), федеральные (например, ПФР).

Виды государственных внебюджетных фондов федерального значения

Независимо от муниципальных и региональных бюджетов, федеральные внебюджетные фонды обеспечивают поддержку населения по всей стране в четырех направлениях.

  1. Пенсионное обеспечение. Государственный пенсионный фонд (ПФР) выплачивает населению пособия, применяя единую минимальную ставку, условия надбавок и анализируя установленный перечень документов. Пенсионеры, работавшие в тяжелых условиях, имеющие правительственные награды, принадлежащие к военнослужащим и (или) имеющие инвалидность, получают дополнительные надбавки.
  2. Социальное обеспечение. Государственный фонд социального страхования выплачивает гражданам страны пособия по временной потере трудоспособности, получению инвалидности, поддерживает многодетные семьи, компенсирует часть затрат на обучение, покупку жилья.
  3. Медицинское обслуживание. Фонд обязательного медицинского страхования содержит государственные больницы, поликлиники, санатории, профилактории для лечения и поддержания здоровья населения. Гражданам выдается полис ОМС, по которому бесплатно оказывается неотложная медицинская помощь, проводятся плановые и экстренные операции.
  4. Поддержка безработного населения. Фонд занятости населения учитывает количество безработных, выплачивает им пособия, предлагает программы по смене (повышению) квалификации, предоставляет рабочие места.

Функции внебюджетных фондов

Государственные программы финансовой поддержки направлены на стабилизацию экономики, обеспечение справедливого распределения товаров и услуг.

  • Поддержка населения в момент экономического кризиса, стагнации в производстве, при резком повышении инфляции, росте государственного долга. Например, деньги граждан в обанкротившихся банках возмещают по системе страхования вкладов.
  • Оперативное решение острых социальных разногласий при трудных жизненных ситуациях. Например, лечение наркомании и алкоголизма, выдача социального жилья многодетным семьям.
  • Финансирование местных социальных нужд. Например, выплата пособий пострадавшим в результате стихийных бедствий или пожаров.

Работа внебюджетных фондов направлена на преодоление расслоения в обществе, которое возникает в условиях рыночной экономики, большого разрыва доходов, естественном старении и оттоке рабочей силы из отдельных городов (регионов).

Финансирование внебюджетных фондов

Затраты таких организаций покрываются из общего национального дохода, внешних источников (пожертвований), а также за счет размещения государственных заказов на строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов. Например, при возведении социального жилья часть квартир реализуется на рынке, окупая расходы строительной компании.

  • Налоговые платежи и другие сборы, выплачиваемые физическими и юридическими лицами согласно законам. Например, отчисления крупнейших налогоплательщиков переводятся на счет пенсионного фонда РФ.
  • Прямое субсидирование из государственного бюджета для покрытия целевых расходов. Например, финансовая поддержка населения, оставшегося без работы из-за природных катаклизмов, промышленных катастроф.
  • Заемные средства Центрального банка РФ или коммерческих банков. Например, кредитование медицинских учреждений для покупки нового оборудования.
  • Доходы, связанные с коммерческой деятельностью внебюджетных фондов. Например, фонды содействия инновационной деятельности получают доход от продажи интеллектуальной собственности (технологий, изобретений).

Государственный бюджет и внебюджетные фонды

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства . Бюджетная система унитарных государств включает в себя два звена: государственный бюджет и местные бюджеты . У государств с федеративным устройством бюджетная система состоит из трех звеньев (уровней) - наряду с государственным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.

Определяющим звеном бюджетной системы является государственный бюджет, или централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство для обеспечения экономической и национальной безопасности страны, выполнения политических, военно-стратегических и социально-экономических функций и воздействия на процесс общественного воспроизводства с целью достижения роста и равновесия национальной экономики . Необходимо отметить довольно сложную систему взаимодействия собственно государственного бюджета и бюджетов других уровней, так как из централизованных фондов могут выделяться финансовые ресурсы в виде дотаций, процентных отчислений при одновременном обременении бюджетов других уровней расходами на содержание государственного аппарата , дорожное строительство, содержание органов внутренних дел и т.п.

Государственный бюджет составляется на один год. Он представляет собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта законодательными органами власти . Исполнительная власть (правительство) отчитывается перед ними и несет ответственность за исполнение закона о бюджете. За неисполнение государственного бюджета правительство после отчета может быть отправлено в отставку.

Основным источником поступлений в государственный бюджет являются налоги , на которые приходится около 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. Остальная часть поступлений покрывается различного рода государственными сборами, пошлинами, отчислениями. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, принципов их построения, а также форм и методов их взимания образует налоговую систему.

Среди расходных статей государственного бюджета основными являются затраты на социальные услуги и пособия. Функциональное назначение этих статей расходов заключается в обеспечении относительно равных условий в получении гражданами страны услуг образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты малоимущих слоев населения; обеспечении гарантированных законом минимальных условий жизнедеятельности человека , сглаживании дифференциации социальных групп населения.

Важное место в расходах бюджета отводится затратам на хозяйственные нужды как средству поддержания экономической конъюнктуры, хозяйственной активности, обеспечения развития отдельных отраслей, сфер, территорий , проведения государственных инвестиционных программ и проектов.

Значительный удельный вес в расходной части государственного бюджета занимают расходы на военные нужды, как прямые, так и косвенные (пособия и пенсии инвалидам войн , ветеранам, проценты по военным долгам), а также на содержание государственного аппарата и органов правопорядка .

Особого внимания заслуживает статья расходов, связанная с выплатой процентов по государственному долгу, возникающему в результате выпуска государственных займов. Во всех промышленно развитых странах в последние 10-15 лет расходы бюджета по этой статье существенно увеличились и в абсолютном, и в относительном их измерении.

Внебюджетные фонды

Другой частью государственной финансовой системы являются внебюджетные, или специальные (целевые) фонды. Эти фонды по своему целевому назначению могут быть экономическими (фонд поддержки малого бизнеса), социальными (фонды страхования , пенсионного обеспечения), политическими (оказание поддержки режимам, политической линии). Наиболее распространенными источниками образования внебюджетных фондов являются налоги , отчисления из бюджета , специальные взносы. Примером специального фонда в нашей стране может служить Пенсионный фонд РФ.

Специальные фонды могут иметь как временный, так и постоянный характер. Они все шире используются как средство регулирования социальных отношений.

Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетный дефицит и профицит

Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета . Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства , что чревато отрицательными последствиями как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательный эффект непредсказуемой силы.

Виды бюджетного дефицита

По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.

Циклический дефицит - результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики .

Структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства , направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

В качестве критерия разграничения циклической и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита при естественном уровне безработицы, равном 6%. Величина структурной составляющей дефицита (избытка) государственного бюджета определяется его размером при естественном уровне безработицы. Разность между реальным и структурным дефицитом «вменяется» циклическому дефициту. С повышением естественного уровня безработицы увеличивается циклическая составляющая дефицита бюджета, и наоборот.

В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно воздействует на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги , государственные заимствования.

Сокращение расходной части бюджета связано с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата , армии и т.д.

Источники покрытия бюджетного дефицита

Наиболее надежным источником покрытия дефицита государственного бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года, в ряде случаев до 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они негативно воздействуют на экономику . Дело в том, что размещение государственных ценных бумаг может иметь принудительный характер, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйственных субъектов. При свободном размещении государственных займов на рынке ссудных капиталов происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств . Эмиссия государственных ценных бумаг к тому же вызывает повышение уровня процентных ставок, а это, несомненно, негативно скажется на инвестиционных возможностях реального сектора экономики - спрос на денежный капитал упадет. В результате возникнет так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций .

Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект наиболее явно и с разрушительной силой проявляется при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при недоиспользованных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо «эффекта вытеснения» может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности. При этом нельзя забывать, что в последнем случае найдет свое проявление инфляция . Однако при активизации хозяйственной деятельности, расширении занятости, увеличении предложения товаров и услуг она все-таки является меньшим злом, если в данном случае ее можно назвать таковым.

Способы регулирования государственного бюджета

К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию государственного бюджета .

Первый подход связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов . Такое целеполагание фискальной политики по сути снижает ее эффективность и низводит на нет антициклический и стабилизационный ее характер. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение доходов , которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну. В такой ситуации сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов , либо сокращения государственных расходов , либо сочетания того и другого. А это означает сжатие совокупного спроса, свертывание общественного производства.

При профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить государственные расходы, либо задействовать то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического (делового) цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Это допускает экспансионистскую фискальную политику на стадии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени) и рестриктивную фискальную политику на стадиях подъема и проявления инфляции .

Несмотря на внешнюю привлекательность такого механизма реализации фискальной политики, он явно страдает упрощенностью. Это связано с отсутствием идентичных экономических циклов как по продолжительности отдельных фаз и цикла в целом, так и по глубине спадов и пику подъемов. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным вялым и небольшим подъемом и, наоборот, длительная и устойчивая фаза подъема может сопровождаться краткосрочным и неглубоким спадом. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход базируется на идее функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэкономическая стабильность, тогда как сбалансированность государственного бюджета смещается на второй план и рассматривается лишь как один из составляющих моментов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Государственный долг

Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем.

Виды и последствия государственного долга

Внешний государственный долг возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам , а также международным финансовым организациям.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики . Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов , что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг . В-пятых, в конечном счете происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Управление государственным долгом

Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства , связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа.

Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности.

Сущность налогов и их функции

Решающими предпосылками возникновения налогов, становления и развития налоговых систем являются государство и товарное производство с его рыночными отношениями. В форме налогов государство получило в свои руки мощный инструментарий не только поддержания собственной дееспособности , но и активного воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала , протекционизма национальной экономики , регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества . Именно в процессе возникновения и развития системы денежных платежей, образования денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих все расширяющихся функций, и формировалась финансовая система.

Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях. Функции налогов - это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Среди функций налогов необходимо выделить прежде всего фискальную, регулирующую и контролирующую функции.

Фискальная функция

На первое место необходимо поставить фискальную функцию как первичную в историческом и содержательном аспектах. Уже сам факт появления государства потребовал средств для выполнения им тех или иных функций в обществе . Это историческая предопределенность первичности фискальной функции. Содержательная предопределенность первичности этой функции связана с необходимостью первостепенного обеспечения возможности экономического существования государства, без чего оно не в состоянии осуществлять не только какие-либо функции в социально-экономической жизни общества, но и самые элементарные функции государства как такового.

Следовательно, первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция, суть которой заключается в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Она направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата , обороны страны и той части сферы нематериального производства, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня своего развития.

Как можно заметить, из фискальной функции налогов объективно вытекает их распределительная (перераспределительная) функция. Посредством этой функции происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ. В частности, это может быть связано с развитием производственной и социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений, с необходимостью формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики . Социальный характер налоговой системы связан с направлением значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая функция

В условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов . Представить себе экономику, не регулируемую государством , невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той

или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем. Одной из таких проблем на современном этапе является развитие малого бизнеса . Государство должно способствовать его развитию и всемерно поддерживать. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий , упрощенное и льготное налогообложение, освобождение от налогообложения прибыли , направляемой на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники. В других случаях государство создает льготный режим налогообложения в зависимости от рода хозяйственной деятельности.

В регулирующей функции налогов следует выделить прежде всего стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов. Примерами преференций могут служить налоговое кредитование и целевые льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей . Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке , проводить протекционистскую политику.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.

Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов . Подобным образом создается и фонд обязательного медицинского страхования .

Особое место занимает подфункция воспроизводственного назначения, которая направлена на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

Контролирующая функция

Наконец, необходимо выделить контролирующую функцию налогов , которая позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования последних, установить надзор за движением финансовых ресурсов в стране, вносить изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контрольной функции, ее полнота и глубина во многом предопределяются обеспечением налоговой дисциплины, суть которой сводится к своевременному и полному выполнению своих обязательств субъектами налогообложения в соответствии с налоговым законодательством страны.

Неотъемлемой частью анализа и прогнозирования является разработка предложений по корректировке законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой, с государством и населением. Своевременно внесенные в законодательном порядке предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета. Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль , уровень оплаты труда , изменения количественного и качественного состава предприятий и др.

Принципы налогообложения и классификация налогов

Субъект, носитель и объект налога

В рамках системы налоговых отношений необходимо остановиться на субъекте и объекте налогообложения. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо , на которое законодательством возложено обязательство платить налог. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет частично или даже полностью переложить налоговое бремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называется носителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектом налога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить налог на прибыль . Последний может быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены на продукцию и на поставщиков ресурсов - посредством занижения цен на них.

Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет . Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путем вычитания из нее суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы.

Прямые и косвенные налоги

По критерию объекта налогообложения все налоги подразделяются на две большие группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги - это безвозмездные платежи, которые взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль , ресурсные платежи, налоги на

имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.

Косвенные налоги представляют собой завуалированную форму платежей, которая находит свое проявление в цене товара или услуги. Поэтому формальным плательщиком налога выступает продавец (субъект налога), тогда как реальным субъектом налогообложения является покупатель (носитель налога). Данный налог является частью цены в виде надбавки к ней. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость.

Исторически косвенные налоги претерпели эволюцию в направлении от однократного налогообложения на стадии конечного потребления (производства) к многократному налогообложению в процессе прохождения всех стадий хозяйственного оборота. Конкретное воплощение данной тенденции проявилось в налоге с оборота, а затем в налоге на добавленную стоимость, что, однако, далеко не означает полное вытеснение одних другими.

Налоговая ставка и принципы построения налогообложения

В системе налогообложения определяющую роль играет налоговая ставка, или величина налога , взимаемая с единицы объекта налогообложения. Перед ними все должны быть равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация должна проводиться по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям . Фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствуют развитию предпринимательской деятельности , так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Выбор динамики налоговой ставки определяет принцип построения налогообложения: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Пропорциональное налогообложение указывает на индифферентность налоговой ставки в отношении величины получаемого налогоплательщиком дохода .

Прогрессивное налогообложение предполагает повышение или понижение налоговой ставки в зависимости от увеличения или сокращения дохода налогоплательщика. В результате применения принципа прогрессивного налогообложения рост доходов той или иной группы населения приводит к тому, что при достижении ими определенного уровня доходов они автоматически переходят в группу налогоплательщиков с более высокой налоговой ставкой.

Регрессивное налогообложение характеризуется обратной зависимостью между налоговой ставкой и объектом налогообложения: по мере увеличения дохода налогоплательщика налоговая ставка уменьшается. Данный принцип построения налогов находит наибольшее применение в сфере косвенного налогообложения.

Налоговые ставки и бюджетные поступления

Уровень налоговых ставок значительно влияет и на доходную часть бюджета . Постепенное повышение налоговых ставок способствует налоговым поступлениям, но до тех пор, пока налоговое бремя не станет избыточным - тогда налоговые поступления в государственную казну начинают сокращаться.

Наиболее солидным теоретическим обоснованием функциональной зависимости поступлений в бюджет от налоговой ставки является положение А. Лаффера, согласно которому чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий существенно снижает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост. Это в конечном счете отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера (рис. 31.1).

Рис. 31.1. Кривая Лаффера: зависимость доходов госбюджета от уровня налоговой ставки.

Без сомнения, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Однако нельзя забывать, что на инвестиции, помимо налоговых ставок, влияет множество других факторов. Важнейшее место среди них занимают особенности промышленного цикла, соотношение спроса и предложения, уровень процентных ставок, состояние фондового рынка .

Выводы

1. Финансовая система - это вся совокупность отношений по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов. Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет, который представляет собой объем и структуру доходов (доходная часть) и расходов (расходная часть).

2. Бюджеты бывают сбалансированными, дефицитными и профицитными. Для сбалансированного бюджета характерно равенство между доходной и расходной его частями. Если расходы превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит. При обратном соотношении между доходной и расходной частями бюджета имеет место бюджетный профицит. Бюджетный дефицит может быть активным (при форсировании государственных расходов и снижении налогов с целью активизации хозяйственной деятельности) и пассивным (при снижении поступления государственных доходов в результате ухудшения хозяйственной деятельности).

3. При определенных обстоятельствах государство вынуждено прибегать к заимствованиям путем выпуска долговых обязательств , займов. Сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, долговым обязательствам называется государственным долгом. Он подразделяется на внутренний (при размещении займов внутри страны) и внешний (при размещении займов и заимствованиях за рубежом).

4. Источниками пополнения доходной части бюджета являются прежде всего налоги - безвозмездно присваиваемая часть дохода или выручки. Основными функциями налогов являются фискальная (формирование бюджета), распределительная, регулирующая и контролирующая. По критерию объекта налогообложения все налоги подразделяются на две группы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются прямо и непосредственно с субъекта налогообложения, косвенные налоги закладываются в цены, и реальным их плательщиком выступает покупатель. Доходная часть бюджета в значительной степени зависит от уровня налоговых ставок, т.е. процентной доли, приходящейся на налогооблагаемую сумму. Теоретическим обоснованием функциональной зависимости поступлений в бюджет от налоговой ставки является положение (кривая) Лаффера, согласно которому рост поступлений в бюджет происходит до достижения определенного уровня налоговой ставки, превышение которого ведет уже не к росту, а к сокращению поступлений в бюджет.

Уткин Э. А. Денисов А. Ф.

Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. В субъектах Федерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.

Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:

Целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;

Ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;

Социально-экономических, экологических, научно-технических и иных значимых для региона программ и мероприятий.

Внебюджетный фонд - обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

В регионах формируются и действуют:

Территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов;

Региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;

Внебюджетные фонды муниципальных образований.

Например, закон Тверской области “О бюджетных и внебюджетных фондах Тверской области” от 18 мая 1995 г. предусматривает следующие бюджетные фонды:

Валютный фонд;

Фонд финансовой поддержки территорий;

Фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;

Фонд развития области;

Фонд послеприватизационной поддержки предприятий;

Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства;

Фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

Иные фонды в соответствии с принятыми программами на предстоящий финансовый год.

Указанные целевые бюджетные фонды, кроме фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, могут объединяться в единый бюджетный залоговый фонд. К резервным бюджетным фондам области отнесены фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций, фонд непредвиденных расходов исполнительного органа власти.

Областными внебюджетными фондами являются фонды:

Развития территории области;

Социальной поддержки населения;

Областной администрации;

Экологический;

Развития жилищного строительства и др.;

Местные внебюджетные фонды, образуемые органами местного самоуправления.

Средства региональных внебюджетных фондов предназначаются для финансирования комплекса целевых программ и мероприятий, для решения экономических, социальных, экологических и иных значимых для населения регионов задач.

Использование средств бюджетных и внебюджетных фондов регулируется соответствующим нормативным актом субъекта федерации. Структура доходов и расходов каждого бюджетного фонда устанавливается в Положении о фонде, а их сумма определяется в региональном бюджете. Формирование доходов и расходование денежных средств внебюджетного фонда ведется в соответствии с региональным законом о бюджете такого фонда, где фиксируется структура доходов и расходов. Такие бюджеты составляются органами управления фондом и представляются на утверждение региональной администрацией одновременно с проектом закона о бюджете региона.

Из средств бюджетных и внебюджетных фондов могут выдаваться ссуды в порядке и на условиях, определяемых законом о региональном бюджете. В законодательном акте о бюджете внебюджетного фонда предусматривается предельная сумма средств, выделяемых на возвратной основе, а также условия их предоставления.

Временно свободные средства бюджетных и внебюджетных фондов в порядке и на условиях, предусмотренных региональным законодательством, могут размещаться в активы, приносящие доход. В законодательном порядке может быть определен норматив страхового запаса. Остатки на счетах внебюджетных фондов в банках не должны быть ниже установленного страхового запаса.

Для управления бюджетными и внебюджетными фондами создаются специальные коллегиальные органы, в которые могут входить представители исполнительного и законодательного органов субъекта Федерации, исполнительные директора соответствующих фондов, представители предприятий, организаций, учреждений, иные заинтересованные лица.

Во многих регионах формируются целевые бюджетные экологические фонды. В Москве средства такого фонда формируются за счет следующих источников:

отчисления от платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения и нерационального использования природных ресурсов;

средства, полученные по искам о возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде, и от взимания штрафов за экологические правонарушения, нарушения санитарных норм и правил;

средства, поступающие в виде компенсации ущерба при строительстве и эксплуатации объектов, проведении работ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

средства, предназначенные на компенсационное озеленение;

средства, полученные от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

добровольные взносы предприятий, организаций, учреждений, объединений граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических и физических лиц;

иные источники денежных средств, не противоречащие действующему законодательству и задачам деятельности фонда.

Средства экологического фонда расходуются по следующим направлениям:

Разработка и реализация имеющих городское и региональное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

Финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов, земельных ресурсов и живой природы, содержанию, развитию территорий природного комплекса, расширению охранных и рекреационных зон;

Финансирование строительства и реконструкции природоохранных объектов;

Финансирование создания и совершенствования автоматизированных систем экологического мониторинга, а также приобретение контрольно-измерительного и аналитического оборудования;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка нормативно-законодательной базы в области охраны окружающей среды, а также внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

Финансирование создания и расширения рынка экологических услуг, производство природоохранного оборудования;

Финансирование программ по экологическому образованию населения, проведение учебно-методических семинаров, конференций, выставок и конкурсов;

Подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии окружающей среды;

Финансирование проведения государственной экологической экспертизы внепланового и ретроспективного характера, а также экспертизы проектов, финансируемых за счет средств фонда;

Выдача в установленном порядке бюджетных кредитов на реализацию природоохранных мероприятий;

Организация выполнения природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств фонда;

Иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

Во многих регионах формируются также целевые бюджетные фонды борьбы с преступностью. Средства таких фондов расходятся на финансирование городских программ по борьбе с преступностью, укрепление материально-технической базы, финансирование непредвиденных расходов материально-технического характера правоохранительных и воинских структур, осуществляющих правоохранительную деятельность и др.

Например, в Москве средства фонда борьбы с преступностью формируются за счет следующих источников:

Добровольные взносы предприятий, организаций, кооперативов, общественных организаций и формирований, граждан, иностранных организаций и частных лиц;

Часть средств, полученных от осуществления отдельных экономических акций с иностранными организациями и фирмами;

85 процентов денежных средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых органами внутренних дел, за исключением штрафов, получатели которых установлены федеральными законами;

Различные сборы, взимаемые по предписаниям правоохранительных органов;

Плата за проведение исследований номерных обозначений деталей и агрегатов транспортных средств;

25 процентов средств, полученных от аукционной продажи лицензий по прописке приглашенных иностранных специалистов;

3 процента от суммы издержек за проведение публичных торгов недвижимого имущества в порядке исполнения решений судов;

Плата за регистрацию граждан, постоянно проживающих за пределами России;

Плата за оформление паспортов и вкладышей к ним.

В рамках общего бюджета или в рамках бюджетных и внебюджетных фондов могут приниматься программные бюджеты, т.е. бюджеты, создаваемые под определенные программы и проекты, которые получили название программных бюджетов. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений организации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновременно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения.

Программный бюджет обычно нацелен на длительную перспективу и является долгосрочным. Программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем.

Программный бюджет организовывает бюджетные расходы по программам или функциональным областям, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Ключевыми элементами этого процесса являются долгосрочное планирование, постановка целей, разработка программы, анализ деятельности. Однако следует учитывать, что ошибки, допущенные в постановке целей и разработке программ, могут болезненно отразиться на эффективности деятельности муниципальных органов власти в целом.

Разработка программного бюджета состоит из четырех важнейших этапов:

Постановка целей, выбор методов, последовательность шагов и времени достижения целей;

Расчет затрат для реализации каждого необходимого шага;

Разработка полной программы работ, необходимых для достижения целей;

Определение критериев оценки того, насколько успешно достигнуты поставленные цели.

На практике реальные события в экономической, социальной и политической сферах часто существенно отличаются от предполагавшихся, что подрывает надежность проводившихся при составлении долгосрочного бюджета плановых расчетов. Плановые расчеты часто оказываются завышенными и нереалистичными для исполнения. Анализ соотношения затрат и результатов далеко не всегда учитывает косвенные последствия или побочные эффекты предпринимаемых или предполагаемых действий. Объективный анализ результатов может оказаться невозможным.

Характер процедур разработки программного бюджета тяготеет к централизации процесса принятия решений. Ответственность за принятые решения и выбранную политику ложится на центральные органы, что приводит к улучшению координации деятельности, но за счет утраты инициативы на более низких уровнях принятия решений. Подобный бюджет требует постоянной централизованной координации и четкого взаимодействия исполнителей. Специалисты отмечают, что данный подход разрушает имеющиеся коммуникационные каналы между административными единицами. Поскольку схемы организационных связей, необходимых для выполнения каждой подпрограммы, будут для каждого конкретного случая различными, ни одного устойчивого канала связи взамен имеющихся не создается. Ориентация на анализ альтернатив приводит в состояние постоянной неопределенности всех заинтересованных лиц вместо стабильности прежних бюджетных систем.

В целом программный бюджет имеет ограниченную сферу и может быть полезным при централизованном внедрении определенной системы мер, которая не может быть эффективно и оперативно реализована соответствующими службами в рамках текущего планирования и бюджетирования.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/




В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные