Hammond organ b3 габариты см. Hammond орган предназначался для домашнего использования и в качестве альтернативы большим и дорогим церковным органам

(электрический орган), который был спроектирован и построен Лоуренсом Хаммондом в апреле 1935 года . Изначально орга́ны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым орга́нам , но инструмент часто использовался в блюзе , джазе , рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле . Широкую популярность орга́н Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы.

В настоящее время (2011) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и назвается Hammond Suzuki Co., Ltd.

Устройство

Hammond B3 и динамики Лесли

Ссылки

  • статья о «Хаммонд-органе» на obsolete.com
  • Hammond C3 и Leslie. Фотогалерея.
  • Настоящее Hammond органа - магазин восстановленных инструментов
  • HammondWiki - Внимание: материал ресурса HammondWiki защищён лицензией OPL, которая несовместима с лицензией GFDL. Копировать материалы сюда могут только авторы оригинальных статей.
  • - Орган Hammond.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Было время, когда ни одна уважающая себя рок-группа не появлялась на сцене без органа Hammond. Даже в период повального увлечения воспроизведением семплов многие синтезаторы содержали несколько образцов его звука. А сейчас, когда интерес к инструментам прошлого находится на подъеме, Hammond снова востребован музыкантами.

Как это часто случалось с ранними клавишными инструментами, Hammond назван по фамилии его изобретателя. Laurens Hammond (1895-1973) родился в США и в 16 лет получил свой первый патент (из более 80). В 1920 году, с целью создания точных электрических часов, он изобрел cинхронный AC двигатель. Во время Великой Депрессии пришлось искать дополнительные возможные применения для этого мотора и к 1933 году была разработана система создания звука на основе вращающихся дисков.

Синхронный AC двигатель приводит в движение несколько дисков с волнистым краем (по одному диску на каждую ноту), которые вращаются с постоянной скоростью напротив магнита с проводной обмоткой. Количество выступов на диске вместе со скоростью вращения определяют высоту тона производимого звука. Строй является равномерно темперированным.

Для создания разных тембров к основному тону можно добавить до восьми гармоник (ниже и выше основного тона). Уровень громкости гармоник устанавливается специальными регистрами (drawbars). Таким образом, Hammond орган является примером аддитивного (добавочного) синтеза звука.

Первая модель, под названием A, продавалась с 1934 года, но официальной датой ее появления на свет считается 15 апреля 1935 года, когда она была представлена на выставке в Чикаго. Эта модель имела две 61-нотных клавиатуры (нижнюю - Great и верхнюю - Swell), два набора регистров (для каждой клавиатуры) и 25 педалей с двумя собственными регистрами. Две нижние октавы на каждой клавиатуре окрашены противоположным обычному способом и предназначены для вызова пресетных установок регистров.

Hammond орган предназначался для домашнего использования и в качестве альтернативы большим и дорогим церковным органам.

Очень часто последующие модели органа не меняли внутреннее устройство, а лишь заключали его в новый корпус. Однако были и значительные нововведения.

В модели BC, выпущенной в 1936 году, был добавлен хорус, в модели CV (1945 г.) - вибрато, B 3 в 1955 году приобретает функцию перкуссии, а M 3 в 1955 - встроенный усилитель, динамики и ревербератор.

Функция перкуссии позволяет добавить к основному тону дополнительный звук с быстрой атакой. При этом регулируется спад огибающей звука перкуссии и тон (вторая или третья гармоника извлекаемой ноты). Перкуссия добавляется при нажатии клавиши только в том случае, если другие клавиши в этот момент не нажаты. Наиболее известным примером звучания органа Hammond с задействованной функцией перкуссии является вступление к песне Child In Time группы Deep Purple.

Типичный звук органа Hammond тесно связан с эффектом, производимым устройством под названием Leslie (изобретатель Don само-собой Leslie). Этот эффект еще называется эффектом вращающегося динамика, хотя в устройстве вращаются не сами динамики, а рупор (для высокочастотного динамика) и отражатель (для низкочастотного). В результате получается комплексное изменение звука, выражающееся в амплитудной модуляции, частотной модуляции, тембральном смещении и кажущемся движении звука.

Don Leslie предложил свое устройство, работая на фирму Hammond, в качестве замены стандартного тремоло. Идея была отвергнута и Leslie перешел в другую компанию, которая и выпустила первое устройство в 1949 году. С тех пор производились самые разные модели, со встроенным ревербератором, с ламповым и транзисторным усилителем, без усилителя вообще, но наиболее распространена классическая модель 122, впервые появившаяся в середине 1963 года.

В 70-е годы компания Hammond использовала японских разработчиков, один из которых в последствии основал фирму Roland. К 1986 году производство прекратилось и Hammond был куплен фирмой Suzuki, которая, к тому же, владеет и компанией Leslie. Suzuki производит собственные модели Hammond серии XB, но уже на основе принципа воспроизведения семплов.

Цены на оригинальные органы Hammond можно встретить самые разнообразные, но чаще всего это около 2000$ за наиболее популярные модели, типа B 3. Устройства Leslie стоят в районе 500$. Если вам просто нужно что-то похожее по звучанию, то можете попробовать современные имитаторы, например клавишные инструменты Suzuki XB 2, XB 3 и XB 5; звуковые модули Oberheim OB 3 и Peavey Spectrum; специально для имитации эффекта Leslie предназначены DigiTech RPM 1 и Korg G 4.

Среди исполнителей на органе Hammond немало знаменитых клавишников. Но, наверное, самым известным является Keith Emerson, несколько раз признававшийся лучшим клавишником года по опросу журнала Keyboard. Известен он также и достаточно необычным обращением с инструментом. Так, позаимствовав пару фашистских ножей, он использовал их в качестве средства для закрепления звучащих нот, продолжая исполнение обеими свободными руками. Кстати, для семплов органа Hammond в популярном звуковом модуле Vintage Keys фирмы E-mu использовался именно инструмент, чьим владельцем является Keith Emerson.

В заключение познакомим вас с некоторыми примерами установок регистров, используемых в разных жанрах и разными исполнителями.

Gospel: 88 8000 008
Blues: 88 5324 588
Rod Argent: 88 0000 000
Brian Auger: 88 8110 000
2nd Percussion,
C3 Vibrato
Tom Coster (Santana): 88 8800 000
Keith Emerson: 88 8000 000
88 8400 080
Booker T Jones: 88 8630 000
Jon Lord: 88 8000 000
2nd Percussion
Procol Harum: 68 8600 000
2nd Percussion,
soft Percussion,
short decay
Jimmy Smith: 88 8000 000
3rd Percussion,
C3 Vibrato
Steve Winwood: 88 8888 888
80 0008 888
Оценка статьи

Орган Хаммонда был создан в 1935 году. Его отличительной особенностью является то, что он не только механический музыкальный инструмент, и не духовой, как другие органы, а электромеханический. Название инструмент получил по имени своего создателя и проектировщика - Л. Хаммонда.

Первоначальное назначение органа Хаммонда

Это был не столь дорогой инструмент, как обычный духовой орган. Поэтому церкви покупали его как альтернативу. Но оказалось, что орган Хаммонда пригоден для исполнения блюза и другой модной музыки. С тех пор музыкальный инструмент получил более широкое распространение, чем предполагалось. Его применяли военные музыкальные ансамбли, на нем изучали тембр, используя в акустических научных исследованиях. Покупали его и частные лица для домашнего музицирования.

История изобретения

Изобретатель Лоренс Хаммонд имеет значительные заслуги по части открытий. Например, стереокино было первоначально именно его идеей. Всего на его счету около 80 патентов на изобретения, а первый из них получил в 16 лет Хаммонд. которого было тщательно разработано, был не первым его детищем.

Купив бывший в употреблении рояль, он вынул клавиши и использовал их для своих экспериментов в области звуковой генерации. Разработав метод электрического воспроизведения звуков, уже через год конструктор смог представить новый музыкальный инструмент на Промышленной выставке. Основой для синтеза звукового сигнала было воспроизведение с помощью механических фонических колес. Рычаги помогали смешивать различные формы электрического сигнала. Двигатель вращал диски, имеющие волнистую кромку. Клавиатура электрооргана приводилась в действие, в результате каждый диск воспроизводил ноту. Электрический магнит располагался напротив. Из-за скорости вращения и частоты, задаваемой "неровностями" диска, формировался тон определенной высоты. К тону были добавлены несколько гармоник, которые отвечали за более высокие и более низкие звуки. Регистры регулировали громкость. Так синтезировался звук под действием синхронного двигателя, также являющегося изобретением данного автора.

Патент на орган Хаммонда и торговая марка

В наше время японская компания Suzuki является владельцем музыкального бренда Hammond, так как приобрела данную торговую марку. Suzuki, будучи автомобильной фирмой, давно присматривалась к инструменту. Было выпущено несколько аналогий, не идущих в сравнение с первоначальным электроорганом. Их называют лишь муляжами по сравнению с оригинальным инструментом. В 2011 году образовалось подразделение Hammond Suzuki.

Самим Хаммондом инструмент был запатентован в очень короткие сроки, в 1934 году. Видимо, это произошло из-за соответствующей финансовой и политической обстановки. Первоначально поступившая в продажу модель органа имела 2 клавиатуры с 61 нотой. А также была снабжена регистрами для клавиатур, 25 педалями и регистрами для педалей. Орган приобрел значительную популярность, но в этом помог некоторый случай.

Начало популярности

Интересна история о двух инженерах, работавших на Г. Форда, который поручил им сделать электрический орган с заданными габаритами. Время на выполнение поручения было ограничено, и инженеры решили пойти в Патентное Бюро, где и нашли уже выданный Хаммонду патент на подобную разработку. Все параметры были именно такими, как заказывал Г. Форд. Но это не было совпадением. Форд просто заинтересовался новым органом, узнав о нем, и решил выкупить патент, избегая огласки. Ведь автор изобретения может начать торговаться, а Форд этого не любил.

Инженеры пригрозили Хаммонду неприятностями и попросили продать патент. Презентация планировалась только на апрель 1934 года, то есть, через пару месяцев до этого случая. Инженеры получили отказ. Тогда Г. Форд лично попросил привезти ему инструмент после окончания его сборки.

Форд ознакомился с органом и не купил его, хотя сказал, что через два десятилетия каждый должен иметь возможность купить такой домашний музыкальный инструмент. После чего был дан обед. Теперь Форд поинтересовался ценой и, узнав ее, купил сразу 6 экземпляров. Агенты Хаммонда выставили цену в 1250 долларов. Таким образом, первая продажа органов состоялась еще до презентации на Индустриальной выставке искусств.

Компания по продаже электроорганов

Дальнейшую судьбу музыкального инструмента можно назвать счастливой. Хаммонд не делал большую накрутку на каждую продажу. Но надо сказать, что Форд просил его об этом, предлагая деньги и работников для компании. Первый год дал реализацию в 1400 штук органов. Потенциальными покупателями считались церкви, но и множество отдельных граждан, в числе которых был президент Рузвельт, купили инструмент.

Несмотря на высокую цену органа, его популярность была еще более значительной. За два последующих года компания сделала прибыль в сотни тысяч долларов, что по меркам нашего времени эквивалентно миллионам.

Появление противников успешного производства

Те, кто выпускал органы прежних моделей, то есть духовые, понесли убытки из-за компактных габаритов нового инструмента и сравнительной дешевизны. Цены были просто несоизмеримы. Начав проигрывать на рынке, производители прежних органов обратились с жалобой в торговую комиссию. Жалоба содержала просьбу: Хаммонд не должен впредь называть свой инструмент органом. Основанием было прописано отсутствие должного звукового диапазона по оттенкам и гармоникам, достаточного, чтобы соответствовать органу.

Проверка электрооргана на соответствие церковной традиции

Данное заявление не было лишено реальных оснований, так как почти соответствовало действительности. Звучание электрического инструмента отличалось от традиционного церковного органа. Но комиссия не посчитала это очевидным и решила устроить показательное соревнование в церкви при От слушателей было скрыто, на каком инструменте исполняется музыка. Орган Хаммонда или традиционный?

Жюри состояло из студентов, но это была всего одна его часть. Вторая группа включала знаменитых музыкантов и дирижеров. Профессиональные музыканты улавливали различие в большинстве случаев, в то время как студенты не всегда могли отличить исполнения. Но на 100% определить разницу не смогла ни одна группа.

Фирма Хаммонда получила право называть инструмент органом, но было предписано не рекламировать его как инструмент с бесконечным звуковым диапазоном. Точная цифра была определена как 253 миллиона звуков.

Конкуренция

Фирма "Лесли" решила производить свои электронные музыкальные инструменты, аналогичные Hammond, что привело к конкуренции. Электрический ток в Америке начали переводить с частоты 50 Герц на 60. Д. Лесли заменял генераторы тона на органах для соответственного звучания. В то время он хотел работать в фирме Хаммонда, но не был принят. Тогда он решил заняться производством громкоговорителей для электрического органа и достиг превосходства над инженерами Хаммонда.

Leslie выпускала динамики, которые компания Хаммонд применяла в своем органе. Это были сложные части инструмента с вращающимися компонентами. Компании находились во враждебных отношениях, хотя их учредители не ссорились и не дружили. Продукция Д. Лесли не рекламировалась столь же активно, но по качеству выигрывала.

Вражда была прекращена после смерти Л. Хаммонда тем фактом, что в 1980 году его компания купила фирму Leslie по производству динамиков. Сам Лоренс Хамонд умер в 1973 году.

Развитие конструкции инструмента

После появления первой модели последующие музыкальные инструменты изнутри не всегда подвергались большим изменениям. Часто просто заменяли корпус. Но можно упомянуть и о добавочных устройствах, значительно обновлявших конструкцию. Это, например, вибрато, а впоследствии и усилители, которые встраивались в музыкальные инструменты.

Динамики Leslie также обладали необычным эффектом, так как оснащались вращающимися рупором и отражателем. Эти детали находились соответственно в высокочастотном и всего в двух. Звук изменялся по комплексу параметров: тембру, частоте, амплитуде.

Знаменитые исполнители музыки на органе Хаммонда

Органы Хаммонда использовались для исполнения музыки самыми знаменитыми музыкальными коллективами, почти всеми рок-группами. В те времена органный тембр был очень популярен, поэтому без включения его в свою композицию не обходился ни один современный музыкант. Ни одна уважающая себя рок-группа не выходила на сцену без органа Хаммонда. Например, активно применяла его группа Deep Purple, а также "Битлз". Даже в период массового увлечения воспроизведением семплов в некоторых синтезаторах находилось несколько его тембров. В наше время интерес к историческим инструментам возродился, поэтому орган Хаммонда вновь стал востребованным.

Самый знаменитый исполнитель на игравший на Hammond, был избран в результате опроса, проведенного журналом Keyboard. Это Keith Emerson, неоднократно признанный лучшим по результатам года. Кстати, он достаточно необычно обращался со своим инструментом. С помощью обычных ножей он добивался закрепления клавиш, чтобы обеспечить продолжительное звучание нотам, в то время как сам обеими руками продолжал музицировать. Впоследствии именно его инструмент стал использоваться для семплов органа Hammond в популярном звуковом модуле Vintage Keys фирмы E-mu.

Настоящий период в жизни органа

Органы Хаммонда в первоначальном виде перестали производиться в 1976 году, осталась лишь громкая слава. Было произведено множество моделей музыкального синтезатора звука, но большинство называют лишь игрушками по сравнению с оригиналом. Электронный синтез звука, копирующий Hammond на основе микросхем, довольно сложный процесс, если говорить о точном воспроизведении. Но до сих пор многие компании по ремонту инструментов выпускают запчасти для Hammond и ремонтируют его.

В 70-х к производству были приобщены японские инженеры, а в 1986 году компания Suzuki приступила к приобретению марки Hammond. В то время она уже полностью имела фирму Leslie в собственности. Теперь, производя собственные Hammond organ, японская корпорация использует несколько иные методы звукового воспроизведения.

Adam Monroe Music Rotary Organ был сэмплирован из органа Hammond M3. Конечная цель заключалась в том, чтобы смоделировать звук органа Hammondnd B3 с вращающимся динамиком Лесли внутри плагина VST / AU / AAX. Каждая буксировочная полоса на каждой ноте сэмплирована индивидуально через встроенный динамик органа через микрофон Neumann TLM 102.

Сигнал был усилен через Fender Deluxe Reverb и записан на Sennheiser e906. Оба сигнала были пропущены через предусилители Grace M101. Орган Hammond M3 объединяет последние две гармоники в один тяговый стержень, эта нота не включена. Вместо этого использовалась технология «цифрового фолдбэка», чтобы расширить гармоники Hammond M3, чтобы они были похожи на гармоники Hammond B3.

The organ"s range was augmented to be similar to that of a Hammond B3. This was accomplished by using the Organ"s pedal tones to add the lower octave notes.

The Leslie Speaker simulation was designed to mimic a real Leslie. The signal is split to a virtual bottom rotor and virtual upper rotor at around 600 Hz. Vibrato, chorus, and panning processing are used to simulate the rotation of the rotors. The upper rotor spins between 48/409 RPM"s and the bottom rotor spins between 40/354 RPM"s. Bottom rotor rotation can be bypassed. The Leslie simulation can also be bypassed.

B3 effects where also digitally simulated and these include percussion, vibrato, and key click. Vibrato scanner is similar to that of a B3 and includes vibrato as well as vibrato+chorus. Key click was simulated by adding random noise to the attack and release samples. Some key click can be heard in the original samples but the effect has been exaggerated. Percussion was simulated in VST as it is in real life: a higher amplitude, percussive decaying sound is added to the instrument via the 2nd or 3rd harmonic. The plugin also includes reverb, braking, variable acceleration, drive/distortion, smoothing, adjustable stereo panning, key-splitting, and preset switching.

ENGINEERING:
The instrument was equalized to sound slightly more aggressive than a typical Hammond organ and therefore has the potential to stand out more in a mix. This can be adjusted with the "smoothing" knob, which will attenuate some of the harsher frequencies

Inside the VST the amp and speaker signals go through preamp/gain staging whether or not the Leslie bypass is engaged. The plugin requires a decent CPU - at least an Intel Core I3. This is because internally each harmonic is being summed for each note - which can include things like percussion and key click - meaning that each note requires upwards of 22 voices. Internally the VST is capped at 330 voices, which is equivalent to 15 notes of polyphony. The voicelist also requires extra processing power, as (unlike a piano or other percussive instrument) each not can be sustained indefinitely, and thus newer notes must work around this limitation.

The plugin also does a fair amount of internal eq and sonic shaping depending on the preset. A great deal of time was spent experimenting and finding useful drawbar settings and eq combinations. There are 32 built-in presets modeled after classic Hammond Organ drawbar settings. You can hear an audio demonstration of these presets in the mp3 section.

The memory footprint of the plugin is around 400 MB. All of the plugin"s samples are loaded into memory upon loading as the plugin is primarily comprised up of looped samples, padded out with short attack and release samples. This means that this particular plugin is not dependent on a fast hard drive as it does not need to buffer samples during execution.

The plugin is designed to work with VST AU and AAX native versions and a Kontakt version was not created. This is because the plugin relies heavily on internal programming - for everything from the Leslie simulation to sample fold-back - that would be impossible to replicate with the Kontakt player"s simple scripting language.

This VST is, essentially, a hybrid between a Hammond M3 and B3 with a more aggressive sound. It is meant to sound a bit unique to already existing plugins and simulations, but with the wide range of parameter combinations, many sounds are possible.

Уникальный инструмент, изобретенный более 65 лет назад, по-прежнему вызывает священный трепет у музыкантов по всему миру. Сменяются стили, приходят и уходят направления, но Hammoпd остается - вне моды и вне конкуренции. Итак, немного истории…

Были времена, когда уважающая себя рок-группа просто не могла появиться на сцене без Hammond С3 или B3. Многие джазовые и рок-музыканты влюбились в этот инструмент и популяризировали его, среди них - Джон Лорд из «Dеер Purple», Кит Эмерсон из «ELP» и другие. Многие и до сих пор не мыслят себя без этого инструмента, несмотря на то, что орган и колонка Лесли довольно громоздки, а для переноски их требуется не менее четырех человек.

Немаловажный факт: к органам Hammond до сих пор можно купить запчасти! В наше время, когда каждая модель синтезатора выпускается всего пару лет, после чего ее сменяет следующая, трудно представить себе, что любая современная модель Korg или Yamaha через (хотя бы!) двадцать или тридцать лет сможет похвастаться тем же.

Исторически электроорганы Hammond были изобретены для того, чтобы заменить собой церковные органы. Каждый мануал состоит из 61 клавиши, внизу находится 25 педалей (концертные модели имели 32). Переключатели регистров (drawbars) маркированы в соответствии с длинами органных труб. Если смотреть на переключатели регистров слева направо, то видно, что длина соответствующих «труб» уменьшается. Выведение самого нижнего переключателя дает низкий звук, соответствующий самой длинной трубе настоящего органа.

Переключатели регистров управляют уровнем гармоник или субгармоник в звуке и работают почти так же, как фейдеры в графическом эквалайзере. Изменяя положение фейдеров на эквалайзере, мы изменяем тембр звука, а на органе при помощи переключателей регистров мы создаем тембры, увеличивая или уменьшая уровни определенных гармоник. Например, если выдвинут только самый крайний слева переключатель регистров, то будет звучать низкочастотная синусоида.

Эра органов Hammond началась в 1933 г., когда Лоренс Хаммонд из чикагской фирмы The Hammond Clock Соmраnу заинтересовался инструментом «телармониум», изобретенным в конце 19-го века и предназначенным для передачи музыки по телефонной линии. «Телармониум» не пошел дальше экспериментальных образцов: виной всему была сложность конструкции и размеры инструмента (он занимал несколько комнат). Однако в его конструкции была применена оригинальная идея: для создания звуков различной высоты использовались генераторы, вращавшиеся с различной скоростью.

Мы вовсе не случайно упомянули о The Наmmоnd Clock Соmpany: поскольку Лоренс Хаммонд имел непосредственное отношение к производству часов, то однажды (возможно, вращая в руках какую-нибудь шестеренку) он обратил внимание, что форма зубцов поразительно напоминает форму простейшей звуковой волны - синусоиды. Отсюда и родилась гениальная идея: использовать вращающиеся в магнитном поле зубчатые колеса для генерации звука.


На схеме (вверху) изображен принцип работы механизма генерации звука: зубчатое колесо вращается в магнитном поле. А вот так (фото внизу) оно выглядит в реальности.

На основе идеи вращающихся в магнитном поле зубчатых колес Лоренс Хаммонд создал портативный (для своего времени, конечно) орган. Модель под названием Model А была выпущена в апреле 1935 года. Ее изготовление патронировалось не кем иным, как Генри Фордом (он же и стал первым покупателем). Вторая модель была подарена Франклину Рузвельту, в то время президенту США. Среди первых покупателей был также Джордж Гершвин. Далее последовали модели B, B3, C3, M100/L 100/Т100 и многие другие.

Общим элементом конструкции всех электроорганов Hammond является электродвигатель, приводящий в движение валы с зубчатыми колесами (tоnеwhееls) - в моделях C3/B3 их было 96, в остальных меньше. Каждое зубчатое колесо имеет диаметр порядка 30 мм; в зависимости от количества зубцов и скорости вращения получается один из звуков шкалы равномерного темперированного строя.

Hammond Percussion не имеет ни малейшего отношения к перкуссии, а является запатентованным изобретением, которое изменяет характеристики атаки звука путем добавления в него дополнительного «перкуссивного» тона (второй или третьей гармоники). Огибающая этого сигнала может регулироваться, приобретая те или иные характеристики затухания. Перкуссия создает характерное «звяканье» в начале ноты, причем слышна она только при игре стаккато (то есть перед нажатием следующей клавиши предыдущая должна быть отпущена).

Эффекты

Практически все модели снабжены эффектами вибрато и хорус, причем последний на моделях BЗ и СЗ применяется довольно часто. В некоторых моделях (например, в T100) имелся пружинный ревербератор. Вообще говоря, этот ревербератор был изобретен специально для «церковных» моделей органов (с большим цельным корпусом), но его конструкция была настолько удачной, что Лео Фендер купил эту идею и стал применять ее в гитарных усилителях.

Эффекты Лесли

Многие модели органов не были оборудованы собственными громкоговорителями, вместо них применялся акустический кабинет Лесли, созданный Доном Лесли практически в то же время, когда был изобретен орган Hammond. Основное назначение данного акустического кабинета - изменение звука, а не высококачественная его передача (все инструменты, кроме органа и электрогитары, звучат через эффект Лесли просто отвратительно),

В конструкции колонки Лесли (см. рис.) имеется монофонический ламповый усилитель мощностью 40 Вт, пассивный кроссовер с частотой раздела 800 Гц, низкочастотный громкоговоритель и высокочастотный громкоговоритель, направленный на вращающийся рупор (рупоров на самом деле было два, но «рабочим» был только один, а второй выполнял функцию противовеса). В моделях 145, 147 и 122 имелся также вращающийся в противоположном направлении относительно рупора ротор для низкочастотного громкоговорителя. В зависимости от скорости вращения рупора и ротора может получаться два разных эффекта: хорал (chorale - медленное вращение, эффект напоминает хорус) и тремоло (tremolo - быстрое вращение). Существует более 20 моделей эффекта Лесли.

Большие и маленькие

Классическими считаются модели С3 и B3, которые представляют собой инструменты с большим корпусом. B3 - американская версия С3, имеет 4 ножки вместо цельного корпуса. Именно эта модель, разработанная в 1955 г., и стала широко применяться джазовыми музыкантами.

К маленьким относятся органы типа spinet (портативные электроорганы для домашнего применения: модели L100, М100). По звуку эти инструменты нисколько не уступают большим концертным инструментам, разве что возможности регулировки тембра у них поскромнее. Большие органы для облегчения транспортировки могли разделяться на две части.

Звук

Каждый исполнитель, играющий на «Хаммонде», старается найти свой звук. Например, известный джазовый органист Джимми Смит добивался своего классического тембра, выдвинув первые три переключателя регистров и установив регулятор перкуссии в положение Soft (третья гармоника, быстрое затухание). Практически те же установки применял Брукер Т (Brooker Т) при записи другого классического трека «Green Onions», но дополнительно он выдвинул и четвертый переключатель.

Каждый орган Hammond звучит по-своему, это относится даже к инструментам из одной серии.

Звук органов Hammond, выпущенных после 1968 г., является более ярким, чем у их предшественников. Это связано с применением в конструкции конденсаторов другого типа. Хотя разницу в звуке сможет заметить только тот, кто давно играет на Hammond.

Настройка

Несмотря на то, что органы Hammond являются электромеханическими устройствами, их строй никогда не изменяется, кроме тех случаев, когда частота тока в электрической сети отклоняется от 50 Гц или 60 Гц (частота сети в США). Такая опасность подстерегает музыкантов в основном на концертах под открытым небом, где используются переносные генераторы питания, и частота может периодически падать ниже 50 Гц, что вызовет выключение органа. Увеличение частоты тока в сети выключения инструмента не вызывает, однако он начинает завышать строй.

Имитация

Выпуск С3 и других моделей электроорганов с зубчатыми колесами был прекращен в 1974 г. Это было связано с большими затратами на их сборку. В наше время их выпуск был бы экономически не оправдан, так как все органы собирались вручную.

Попытки имитации звука Hammond’а производились неоднократно, но результаты были по большей части весьма приблизительными. Это связано с обьективными трудностями, так как синтезировать звук, полученный за счет вращения механических частей в электромагнитном поле, очень трудно. Сзмплирование настоящего органа Hammond практически ничего не дает, поскольку сходство с оригиналом существует только при игре одиночными нотами. Эффект Лесли с быстрым вращением рупора и ротора практически невозможно сымитировать.

Однако далеко не все попытки имитации оказались провальными, и ближе всего к оригиналу подошли инструменты СХ3 и BХ3 фирмы Korg, а также новая модель СХ3, которой в этом номере журнала посвящена отдельная статья. Первые СХ3 и ВХ3 были специально разработаны в конце 70-х годов в целях имитации звука Hammond. Результаты были настолько успешными, что некоторые музыканты приобрели Korg СХ3 или ВХ3 для того, чтобы иметь запасной вариант на случай непредвиденного сбоя основного инструмента во время концерта. Однако настоящие органы Hammond очень надежны, в них могут разве что сгореть лампы.

Фирма Oberheim выпускала органы OB3, в которой имелось три независимых звуковых генератора, управляемых по МIDI, для каждого мануала и для нижнего ряда педалей.

В конце 80-х годов фирма Suzuki купила торговую марку Hammond и начала выпуск новых органов под названием Hammond-Suzuki. Модели ХВ2 (портативный инструмент с одним мануалом), ХB3 (двойной мануал) и ХВ5 имеют все те же возможности, что и классические органы Hammond (переключатели регистров, перкуссия для второй и третьей гармоник, щелчок клавиш), отсутствует только характерный механический призвук вращения тонвалов.

А знаете ли вы, что…

Несмотря на то, что в этот факт сложно поверить, он абсолютно достоверен: Лоренс Хаммонд не умел играть ни на одном музыкальном инструменте, включая собственное изобретение. Да и музыкальный слух его, мягко говоря, оставлял желать лучшеrо: по его собственному признанию, он не мог запомнить и воспроизвести даже простенькую мелодию. Именно поэтому изобретатель старался нанимать на работу людей с музыкальным образованием: первыми «ушами» Лоренса стали машинистка Луиза Бенке (Louise Benke), принятая на работу в 1933 г. не сколько из-за способностей к машинописи и стенографии, сколько из-за умения играть на органе, и казначей компании Уильям Лэйхи (William Lahey), до этого занимавший пост штатного органиста в церкви Св. Кристофера в Оук Парк, штат Иллинойс. А большинству звуковых нововведений мы обязаны инженеру компании, прекрасному органисту Джону Хэнерту (John Hanert), отдавшему почти 30 лет жизни (с 1934 по 1962 г.) разработке и усовершенствованию электроорганов.

Лоренс Хаммонд считал, что звук акустических кабинетов Лесли «существенно ухудшает звук электрооргана». «Я никогда не хотел, чтобы мои органы звучали так», «грязный звук», - вот лишь некоторые отзывы самого изобретателя о громкоговорителях Лесли. Возможно, причиной таких заявлений стало отсутствие музыкального слуха: ведь первые органы Hammond рекламировались как «дешевая альтернатива церковным органам», для которых фазовые и тональные вариации (с успехом имитируемые эффектом Лесли) - неотъемлемый элемент звучания. И несмотря на многочисленные заверения музыкантов, что с кабинетом Лесли злектроорган звучит более натурально, сам Хаммонд так и не признал этого.



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные