Рассказ как я делал кормушку для птиц. Составление рассказа по серии картин

Составление рассказа "Кормушка" по серии сюжетных картин. Дифференциация звуков [с]-[с"].

Цели: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

Учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;

Закреплять умение дифференцировать звуки /с/-/сь/;

Уточнять знания детей о зимующих птицах;

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Оборудование: серия сюжетных картин "Кормушка", предметные картинки с изображением зимующих птиц, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра "Узнай по описанию"

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышла птичка погулять.

Про кого я загадаю –

Эта птичка вылетает.

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос, как топор. (Дятел)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он поятся опять. (Снегирь)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее… (Сорока)

Озорной мальчишка –

В сером пиджачишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Угадай, что за птица

Света яркого боится?

Клюв, как крючок,

Глаза - с пятачок. (Сова)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее … (Ворона)

На каждую отгаданную загадку выставляется птичка.

Но это еще не все загадки. Нужно угадать какие еще птицы спрятались у меня картинках. (Выкладывание птиц из разрезных картинок свиристель, клест, коростель)

2. Вводная беседа.

Ребята, какие это все птицы?

Почему мы называем их зимующими?

Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Легко ли приходится птицам зимой?

Почему? Какая зима?

3. «Подбор слов-признаков»

Какая зима?

Какой снег?

Какие птицы зимой?

4. Игра «Четвертый-лишний»

Сорока, снегирь, ласточка, свиристель

Снег, мороз, холод, жара

Летают, ищут, клюют, ездят

5. Беседа по серии картинок

Логопед показывает детям серию сюжетных картин о птицах на кормушке.

Рассмотрите картинки и расставьте их по порядку действий, изображенных на них.

(Дети расставляют картинки в правильном порядке)

Молодцы. Вы правильно расставили картинки. Сегодня по этим картинкам мы будем составлять рассказ «Кормушка», но сначала послушайте начало рассказа, а потом ответьте на мои вопросы.

Наступила холодная, морозная, снежная зима. Птицам стало сложно искать себе корм, поэтому люди всегда стараются покормить птиц.

Что сделали ребята для птиц?

Где ребята повесили кормушку?

Что произошло с кормушкой?

Как поступили ребята?

Какие птицы прилетели к ним на кормушку?

Нравится ли птицам их столовая?

6. Игра «Составь предложение из опорных слов»

Зима – снежная - морозная

Ребята – кормушка – сделали

Снег – кормушка – засыпал

Птица – лакомиться – угощение

7. Физкультминутка

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Тихо-тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На снегу-то, посмотри, -

С красной грудкой снегири.

8. Составление детьми рассказов по картинкам.

Логопед предлагает составить рассказ по частям.

Примерный рассказ, составленный детьми.

1-й ребенок. Наступила холодная, морозная зима. Зимой сложно птицам найти себе корм, поэтому люди всегда стараются подкармливать птиц. Ребята тоже сделали для них кормушку и повесили у себя во дворе.

2-й ребенок. Ночью долго шел снег и засыпал кормушку. Птицы прилетели к своей столовой, но не смогли добраться до корма.

3-й ребенок. Дети расчистили кормушку от снега, насыпали туда новый корм, повесили ягоды рябины для красногрудых снегирей, сало для синичек. Птицы лакомились своим угощением, а ребята наблюдали за ними из-за дерева.

9. Дифференциация звуков /с/-/сь/

Ребята, давайте, и мы с вами сделаем кормушки для птиц, только из палочек и посадим туда наших птичек. (Дети из синих и зеленых палочек выкладывают две кормушки)

Какие согласные звуки мы недавно изучали? (/с/-/сь/)

Чем эти звуки между собой похожи и чем отличаются?

Давайте мы на синюю кормушку посадим птиц, в названиях которых есть звук /с/. а на зеленую – птиц, в названиях которых есть звук /сь/ (Дети выполняют задания)

10. Итог занятия.

В виду того, что работа по развитию связной речи проводится на 3 этапе и за несколько занятий "успешно развить" связную речь невозможно. Было разработано перспективное планирование логопедических занятий с учетом работы по развитию связной речи с 1 логопедических занятий. Приведу примеры некоторых занятий по обучению рассказыванию по картине и серии картин.

2 этап, предлоги, №9.

Тема: Составление рассказа и запись по серии картин «Друзья птиц».

Цель: обучение рассказыванию по серии картин, закрепление знаний о зиме и зимующих птицах.

Сегодня мы будем составлять рассказ по 3 картинкам.

Посмотрите на каждую картинку очень внимательно. Какое время года изображено на картинках?

Как вы догадались, что на картинках зима?

Поставьте картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Какая картинка будет первой? Расскажите что на ней изображено.

1). Каких птиц вы видите? Как они себя чувствуют? (им голодно.)

Почему птицы, утром прилетев к кормушке, остались голодные? (Птицы, подлетев к кормушке, нашли на ней вместо корма – снег.)

Наверное, ночью шел снег и поэтому утром, кормушка была занесена снегом.

Давайте, придумаем название к этой картинке. («Голодные птицы»)

Запишем слова, которые помогут рассказать по этой картинке.

(Кормушка в парке, занесена снегом, прилетев к кормушке, остались голодные)

2). Кого вы видите на этой картинке? Дайте имя мальчику, который сметает снег, и тому, который вешает сало. Как одним предложением сказать про остальных детей? (они принесли ягоды, семена.)

Как назовём эту картинку? («Друзья птиц»)

Запишем «слова – помощники» (Сметает, вешает, принесли семена и ягоды)

У нас осталась ещё одна картинка. Нам нужно закончить рассказ.

Посмотрите ещё раз на все картинки. Чем отличается 2 картинка от 1 и 3? Кого на ней нет? Почему?

(Куда подевались птицы, на 1 и 3 они есть?)

(Птички ждали, когда ребята уйдут. Они боятся людей, т.к. маленькие, беззащитные.)

3). Как только ребята отошли к скамеечке, птицы тут же слетели…(откуда?) с дерева и налетели на корм.

Как изменилось настроение у птичек? Почему? Как можно сказать о том, что делают птицы? (клюют, обедают, угощаются).

Что делают дети? Какое у них настроение? (У ребят было хорошее и веселое настроение оттого, что они помогли пернатым друзьям.)

Как их можно назвать? (Друзья птиц.)

Придумайте название этой картинке. («Все рады»)

«Слова - помощники»: (Отошли, слетели, беззащитные, клюют, угощаются, обедают, весёлое настроение, помогли, пернатые друзья)

Сейчас вы запишите свои рассказы.

На доске даны вопросы, которые помогут составить хороший рассказ.

1. Какое время года наступило? Зима

2. Что засыпал снег? Кормушку

3. Кому стало голодно? Птицам

4. Что решили сделать ребята? Помочь

5. Кто смёл снег с кормушки?

6. Что положили туда дети? Ягоды, семена

7. Кто повесил сало?

8. Как угощаются синицы, Весело

Снегири, воробьи?

Дайте название своему рассказу? (Друзья птиц)

Примерный рассказ:

Наступила зима. Ребята повесили кормушку в парке.

Ночью выпал пушистый белый снег. Утром птицы прилетели к кормушке, а вместо корма – снег.

Пришли ребята. Ваня сметает веником снег с кормушки. Оля и Саша принесли корм. Маленькая Маша принесла гроздья рябины. Коля развешивает на ветках кусочки сала.

Закончив работу, ребята отошли к скамеечке и стали наблюдать. Птицы тут же слетели с деревьев и налетели на корм.

Ребята были рады, что помогли птицам.

Совсем скоро наступит зима. Земля, вода и лес-все покроется снегом. , все кругом погрузится в глубокий сон.
Замерзнут травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом, затаятся, заснут многие животные. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, логово или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел и спи себе крепко, смотри сладкие сны до весны.
Сильно страдают зимой от холода и голода птицы. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под плотные перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом и стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы хоть как-то согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы им укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.
Январь и февраль-самые трудные для птиц месяцы. Месяцы лютого голода. В феврале зима чувствует, что скоро ей придется уступить свои права, вот она и злится: то морозом ударит, то заметет поземкой. Хуже всего, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная корка- наст, крепкий, жесткий, скользкий. Его не разбить ни слабыми лапками, ни клювом. Как птицам достать подо льдом пищу- засохшую травку, зернышки. У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот голодает.
Но хорошо известно, кто сыт, тому не страшен холод, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Им много не надо. Кто даст зернышек, кто- сальца, кто- ягод, кто- хлебных крошек. А сколько их таким образом можно спасти от голодной смерти!
Мы можем устраивать для птиц маленькие бесплатные столовые во дворах и прямо у себя на балконе или лоджии. Мы можем вывешивать из окон кусочки хлеба на ниточках или устанавливать во дворе кормушки с пшеном, семечками, зернышками или хлебными крошками. У кого что есть. Синички, воробьи и другие пернатые гости будут с радостью посещать такие соловые. А синицы особенно любят сало, но не соленое, конечно: от соленого у них заболят животики. Можно взять деревянную палочку, высверлить в ней ряд дырочек и залить их горячим салом- свиным или говяжьим. Нужно дать салу остыть и вывесить палочку за окно, а еще лучше повесить ее во дворе на дерево. Веселые маленькие гости не заставят себя долго ждать. А в благодарность весной, летом и осенью будут очищать от вредителей деревья, на которых они кормились зимой.
ПОМОГАЙТЕ МАЛЕНЬКИМ ПЕРНАТЫМ ДРУЗЬЯМ ЗИМОЙ! ПРИГЛАШАЙТЕ ЭТИХ МИЛЫХ И ЗАБАВНЫХ ПТИЧЕК К СЕБЕ В ГОСТИ, ЧТОБЫ ПОЛЮБОВАТЬСЯ ИМИ И ДОСЫТА ИХ НАКОРМИТЬ В ЭТО ТРУДНОЕ ДЛЯ НИХ ВРЕМЯ!
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО!

На уроке окружающего мира учительница Татьяна Ивановна сказала ученикам:
— Зима в этом году снежная, холодная. Мы с вами сидим в теплых домах, а вот птичкам приходится туго. Тёплое местечко под крышей они себе сами отыщут, а вот еду добыть снежной зимой – проблема. Давайте поможем птицам, ребята.
— Давайте, — зашумел первый «Б». – А как им помочь?
— Надо сделать для птиц кормушки и не забывать каждый день насыпать в них пшено, семечки или класть кусочки хлеба, — объяснила учительница. — Тогда птички будут каждый день прилетать в вашу столовую, чтобы позавтракать.
Решил Вася сделать кормушку для птиц. Нашёл в учебнике картинку – деревянная дощечка прибита к столбу, а над ней крыша сделана, чтобы снег не попадал. Отыскал дома гвозди, взял полочку от старой тумбочки и пошёл во двор делать кормушку. Только начал дощечку к дереву прибивать, прибежал сосед Иван Иванович.

— Что ж ты делаешь, варвар, — стал он Васю ругать. – Дерево живое, а ты в него гвозди вбиваешь! Чему вас только в школе учат!
— Кормушки учат делать, — хмуро отвечает Вася Ивану Ивановичу. – А столба, чтобы прибить дощечку, у нас во дворе нет.
— Птицы в твою кормушку не будут прилетать, — всё ещё сердится Иван Иванович. – Дощечка скользкая, полированная. Птицам будет на неё садиться неудобно.
Загрустил Вася. Сколько разных правил, оказывается. Он-то думал, что кормушку сделать легко. Поблагодарил Ивана Ивановича за советы, пошёл домой думать, как кормушку смастерить. Нашёл в детском журнале совет – сделать кормушку из пластиковой бутылки. Картинку рассмотрел и всё сделал, как написано. Насыпал каши гречневой пару ложек в кормушку и пошёл её вешать. Повесил на ветке, сам сел на лавочке, сидит тихонько. Ждёт, когда птички прилетят. Птичек не дождался, а тёзка, соседский кот Васька, пришёл. Залез по стволу дерева, сунул голову в кормушку и начал кашу есть.
— Кормушку такую надо на тоненькое дерево вешать, — объяснила Васе хозяйка кота, соседка Мария Петровна. – А то в неё любой кот влезет и всех птичек распугает. И место ты выбрал для кормушки не лучшее, людное, машины ездят. Здесь и птиц-то нет.
Огляделся Вася – ни одного тоненького дерева во дворе нет. Сказал Марии Петровне спасибо за совет, совсем загрустил и пошёл домой уроки делать.
Вечером Васина мама Аня, с работы пришла, увидела, что сын грустный. Стала его расспрашивать, что случилось. А когда узнала, что всё дело в кормушке, рассказала Васе, как бабушка в детстве её учила кусочек несолёного сала для синиц за окно вывешивать. Вася, конечно, не поверил, что синица прямо к окошку прилетит сало клевать, не побоится. Да и как она узнает, что здесь для неё еду повесили? Но маму послушался, шкурку от сала за окно повесил. А сам спать лёг.
А на следующее утро стал Вася собираться в школу и услышал, как кто-то в окно стучит. Синичка прилетела! Увидела, что Вася на неё смотрит, чирикнула и улетела. Но Вася уже уверен был – синичка вернётся и подруг с собой приведёт. Вот какую он хорошую столовую для птиц сделал!



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные