Гордость России: в чем кроется мощь двух новых подлодок проекта «Варшавянка. Подводные лодки россии против субмарин сша

В полном соответствии с планами Военно-морского флота России в пятницу, 28 июля 2017 года, на АО «Адмиралтейские верфи» состоится торжественная церемония закладки двух подводных лодок «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов» для Тихоокеанского флота. Они будут построены по проекту 636.3 разработки ЦКБ МТ «Рубин» (генеральный директор - Игорь Владимирович Вильнит).Эти ДЭПЛ - гордость нашей страны. Шесть подобных кораблей построены на «Адмиралтейских верфях» и вошли в состав Черноморского флота. В прошлом году в ходе выставки «Армия-2016» предприятие получило контракт МО РФ на строительство еще шести субмарин проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Кроме того, подобные корабли в экспортном облике собираются для наших партнеров по линии военно-технического сотрудничества. Для Вьетнама построено шесть ДЭПЛ проекта 636.1 и еще две - для Алжира, в настоящее время они проходят испытания перед сдачей заказчику.АО «Адмиралтейские верфи» - старейший судостроительный завод России. Предприятие было основано Петром I в 1704 году, и с тех пор с его стапелей сошло более трех тысяч кораблей. В том числе сотни подводных лодок, из которых десятки в настоящее время продолжают нести боевую службу как на отечественном флоте, так и в военно-морских силах дружественных нам государств, включая Китай, Индию, Алжир, Вьетнам и другие.Многоцелевая дизель-электрическая подводная лодка базового проекта 636 была разработана под руководством генерального конструктора Юрия Николаевича Кормилицина. Она предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, решения разведывательных и других задач. Это двухкорпусная лодка с современными обводами (на Западе их связывают с геометрией «падающей слезы» - teardrop), высоким запасом плавучести и непотопляемости. Шесть отсеков субмарины разделены водонепроницаемыми перегородками, что позволяет ей оставаться на плаву при аварийном затоплении одного из отсеков, сохраняя при этом боеготовность. Подводные лодки проекта 636.3 оснащены современными средствами по снижению уровня собственного шума до естественного фона океана. Что обеспечивает им гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки кораблей противника противокорабельными ракетами с дистанции, превышающей ее обнаружение врагом, а также своевременное уклонение от его атак.Подводная лодка улучшенного проекта 636.3 выделяется новейшими бортовыми системами, которые были созданы российскими специалистами в XXI веке. От иностранных субмарин своей размерности она отличается исключительно мощным вооружением. У нее имеется шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм с боезапасом из 18 торпед и ракет с подводным пуском. Причем ракеты могут запускаться залпом.
Мощь огневого воздействия российских подводников уже ощутили на себе незаконные бандформирования, орудующие на территории Сирийской Арабской Республики. Ракетами 3М-14Т комплекса «Калибр-ПЛ» были поражены укрепленные командные пункты, заводы и другие хорошо замаскированные и защищенные объекты международных террористов. «Длинная рука» наших подводников может «достать» любую цель, расположенную в глубину территории, на расстоянии свыше тысячи километров от морского побережья. А в случае оснащения ракеты специальной боевой частью - в несколько раз дальше. Ни у одной другой страны мира нет неатомной субмарины, сравнимой по ударным качествам с проектом 636.3 российского флота.По указанию Министерства обороны РФ основные системы кораблей проекта 636 для ТОФ модернизированы по сравнению с черноморской серией, в частности, информационно-управляющая система, навигационный и гидроакустический комплексы, комплекс радиосвязи. Внесен ряд усовершенствований с целью улучшения бытовых условий для экипажа.В настоящее время ведутся переговоры о возможной поставке подводных лодок проекта 636.1 в Индонезию, Индию и ряд других государств мира. В случае заключения контрактов для Индонезии «Варшавянки» будут новым типом кораблей (после списания десяти подлодок проекта 613, поставленных СССР, наших субмарин у этой страны нет), а для Индии - как бы «подтипом» к девяти ранее приобретенным субмаринам проекта 877ЭКМ, что по натовской классификации также относятся к Kilo class. Всего в период с 1985 по 2000 год по заказу правительства в Дели было построено десять подлодок данного типа, однако одна из них - «Cиндуракшак» - погибла на базе от взрыва на борту.
По результатам расследования индийская сторона никаких претензий нам не выдвинула, а в настоящее время изучает возможность закупки лодки проекта 636.1 для компенсации потери. Это позволит более полно использовать созданные на территории страны тренировочные базы подводников, рассчитанные на десять однотипных кораблей. «На сегодняшнее время ЦКБ МТ "Рубин" выступает в качестве основного проектанта подводных лодок, которые строятся на нашем предприятии», - сказал генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Сергеевич Бузаков.
Сейчас Индия проводит международный тендер на выбор лучшего предложения по неатомной субмарине следующего поколения по программе Project 75i. От имени России в конкурсе участвует «Рособоронэкспорт» с ДЭПЛ «Амур-1650», спроектированной ЦКБ МТ «Рубин». Она представляет экспортный вариант проекта 677 «Лада», созданной под руководством Кормилицина.По мнению Бузакова, принятие индийцами нашего предложения будет логичным, поскольку индийскими подводниками накоплен большой опыт эксплуатации субмарин, спроектированных «Рубином» и построенных на «Адмиралтейских верфях». Он напомнил, что первенцами подводной компоненты ВМС Индии стали ДЭПЛ проекта 641К, построенные в Ленинграде. По западной классификации они относятся к Foxtrot class. Первая из них была принята заказчиком 26 сентября 1967 года, так что скоро мы будет отмечать 50-летний юбилей подводной компоненты Военно-морских сил дружественной Индии.По просьбе журналистов Александр Бузаков пояснил, как строится процесс взаимодействия разработчика корабля и завода-строителя. «Конструкторское бюро разрабатывает технический проект, который проходит согласование с ВМФ и со всеми структурами и организациями, что отвечают за вооружение, навигацию и другие системы на борту корабля. После чего разрабатывается проектно-конструкторская документация, которая согласовывается с заводом-строителем на предмет ее технологичности. Это делается с целью убедиться, что завод способен технически произвести задумки конструкторов. В процессе изготовления кораблей на заводе находится группа конструкторов, которая ведет сопровождение строительства. Как бы ни был идеально спроектирован корабль, в процессе строительства возникает множество вопросов, требующих конструкторских решений. Кроме того, представители конструкторского бюро участвуют в процессе испытаний корабля вместе с представителями ВМФ и нашего предприятия. Только в союзе с флотом, проектантом и заводом можно создавать нужные стране корабли», - сказал он.
По плану подготовки предприятия к строительству субмарин следующего поколения на АО «Адмиралтейские верфи» выполняется ряд мероприятий. В том числе строятся два дополнительных пролета основного цеха, а также ряд помещений, которые будут отведены под работы на воздухонезависимых (аэробных) силовых установках. Такая опытная установка, основанная на принципе реформинга дизельного топлива, прошла испытания на стенде и в морских условиях.В скором времени ее серийные варианты станут поставляться на «Адмиралтейские верфи». Скорее всего, сначала они найдут место на очередных корпусах подводных лодок проекта 677 «Лада», строительство которых ведется на предприятии по заказу ВМФ России. По всей видимости, флот сначала получит четыре корабля в первоначальном «дизель-электрическом» варианте (включая головной «Санкт-Петербург», который уже в строю), а потом - вариант с ВНЭУ. Промышленность надеется на то, что к головному кораблю и четырем серийным, что уже намечены к вхождению в состав ВМФ России, в ближайшее время будет выдано задание на строительство еще четырех-пяти корпусов по улучшенному проекту с учетом изменений силовой установки.
Помимо субмарин, «Адмиралтейские верфи» по заказам Военно-морского флота занимаются строительством ледоколов и судов-спасателей. Первое судно спасения «Игорь Белоусов» проекта 2131 успешно прошло все виды испытаний и в настоящее время входит в состав Тихоокеанского флота.Планируется строительство еще трех подобных судов с расчетом по одному на театр. Словом, балтийским корабелам предстоит построить еще три корабля, чтобы обеспечить потребности Черноморского, Балтийского и Северного флотов. Таким образом, петербургские корабелы не только обеспечивают флот современными подлодками, но и дают ему корабли, которые в случае возникновения такой необходимости в состоянии спасти экипаж субмарины, терпящей бедствие.Для проведения спасательных операций «Игорь Белоусов» несет подводные обитаемые аппараты типа «Бестер», а также оборудование для обеспечения работы водолазов, включая так называемый «колокол». Кроме того, на терпящую бедствие субмарину или надводное судно могут подаваться кислород и электричество. Современные технологии и инженерные решения позволяют осуществлять стыковку спасательного средства и терпящей бедствие субмарины, даже если та лежит на грунте под углом 45 градусов.
Во время перехода с Балтики в Тихий океан, который состоялся в прошлом году по завершении приемно-сдаточных испытаний на Балтике, «Игорь Белоусов» и его системы прошли жесткие испытания в Средиземном и Японском морях. Судно, его экипаж, операторы «бестеров» и водолазы показали высокое мастерство, что способствовало принятию принципиального решения на продолжение строительства серии подобных кораблей.Что касается возможных экспортных контрактов, то большой шанс на получение заказа имеется в Индии. Эта страна давно приняла решение по вводу в состав флота, по крайней мере, одного спасательного судна с обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами и оборудованием для водолазов, которое могло бы участвовать в операциях по оказанию помощи экипажам затонувших подводных лодок, как дизель-электрических так и атомных. По мнению отечественных специалистов, лучшим решением для наших индийских друзей станет заказ корабля типа «Игорь Белоусов». С этим согласны индийские коллеги из числа тех, кто был на борту российского судна во время его захода в индийские порты в процессе перехода к месту службы.

Минобороны России недавно одобрило контракт на разработку многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения, строительство субмарины начнется после 2020 года.

Ранее Объединенная судостроительная корпорация объявила о начале работ по формированию облика многоцелевых атомных подлодок пятого поколения проекта «Хаски». Они придут на смену проекта 885 «Ясень». Динамика развития традиционна.

Известно, что в области подводного кораблестроения Россия впереди планеты всей. Отрыв признают даже американцы.

При этом отечественные субмарины не просто защищают национальные интересы на просторах Мирового океана, они десятилетиями приумножают славу России серией технологических рекордов, не превзойденных ни одной страной.

Первый ракетный подводный крейсер

Шестьдесят два года назад, в сентябре 1955-го, впервые в мире с борта советской подводной лодки Б-67 в Белом море стартовала баллистическая ракета Р-11ФМ, которая поразила мишени на полигоне. Ранее на Севмаше по проекту В611 «Волна» субмарина Б-67 была переоборудована и стала первым в мире носителем баллистических ракет.

В последующие три года достроили или переоборудовали пять подводных лодок проекта АВ611 (Zulu V - по классификации НАТО), которые стали первыми в мире серийными субмаринами с баллистическими ракетами на борту.

На субмаринах проекта АВ611 две ракеты Р-11ФМ в походном положении размещались в вертикальных шахтах внутри прочного корпуса. Пуск ракет производился из надводного положения со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. В 1957 году на Северном флоте была сформирована первая в мире бригада подводных лодок стратегического назначения.

Самые быстрые

Многоцелевая атомная субмарина проекта 661 «Анчар» К-162 в декабре 1970 года достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует 82,78 км/час - рекорд на десятилетия. Это первая в мире подводная лодка с титановым корпусом. Специально для нее создали особо мощные ядерные реакторы и противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом. Специалисты сравнивают ввод в строй ВМФ подводной лодки К-162 с запуском первого человека в космос. Для К-162 невыполнимых задач не существовало, субмарина могла догнать и уничтожить любой военный корабль.

При помощи десяти пусковых установок П-70 «Аметист» одна подводная лодка проекта 661 могла гарантированно отправить ко дну авианосец, а затем на полном ходу скрыться от преследования. На боевой службе в Атлантике в сентябре–декабре 1971 года К-162 доставила немало неудобств авианосцу США «Саратога», который не мог оторваться от слежения и преследования даже на максимальных для него 30 узлах. Скорость позволяла нашей подводной лодке занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.

Основные характеристики К-162: длина - 106,9 метров, наибольшая ширина по стабилизаторам - 16,7 метров, водоизмещение - 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода - 37–38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) - 550/400 метров, автономность - 70 суток, экипаж - 82 человека, вооружение - 10 пусковых установок ракет П-120 «Аметист» (размещены по бортам в носовой части подводной лодки, вне прочного корпуса, наклонно к горизонту), четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них восемь запасных).

Торпедные аппараты обеспечивали стрельбу с глубин до 200 метров.

Эстафету самых быстрых в конце 1970-х приняли уникальные серийные многоцелевые субмарины проекта 705 «Лира», которые отличались также малыми размерами и высокой степенью автоматизации. Подводная лодка приводилась в движение с помощью уникального ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем и достигала скорости 41 узел. Не имела ракетного вооружения, но для борьбы с авианосными ударными группами противника субмарине хватало и торпед.

По мнению западных специалистов-подводников, избежать атаки «Лиры» было практически невозможно, а поразить ее было проблематично даже управляемыми торпедами. Благодаря сверхманевренности «Лира» легко уходила от выпущенных по ней торпед, обладала способностью на полном ходу выполнить разворот на 180 градусов за 42 секунды (тоже рекорд).

Подводная лодка проекта 705(К) «Лира»

Атомные пионеры комплексной автоматизации

Наступала эра автоматизации управления ПЛА. Первая в мире скоростная атомная высокоавтоматизированная подводная лодка (противолодочной обороны) получила условное наименование «проект 705» (Alfa - по классификации НАТО). Субмарину разрабатывали с 1959 года. ВМФ получил семь лодок этого типа, включая усовершенствованный проект 705К.

Малый атомный «подводный истребитель» (водоизмещением 2250 тонн) имел прочный корпус из титанового сплава, реактор с жидкометаллическим теплоносителем, полную скорость подводного хода 38 узлов (по этому показателю лодки 705 проекта уступали лишь проекту 661). Вооружение - 18 торпед и ракетоторпед. Предельная глубина погружения - 400 метров. За счет внедрения систем комплексной автоматизации численность экипажа удалось сократить до 32 человек.

Боевая информационно-управляющая система «Аккорд» позволила избавиться от излишних средств контроля и сосредоточить все приборы управления подводной лодкой в отсеке центрального командного поста. Основные операции производились экипажем дистанционно, автоматика защиты реактора и других жизненно важных систем субмарины не имела отказов при самых запредельных режимах эксплуатации.

До сегодняшнего дня подводные лодки проекта 705 не имеют аналогов в мире.

Самая глубоководная

Субмарина из титанового сплава проекта 685 (Mike - по классификации НАТО) могла погружаться на глубины более 1000 метров, где оказывалась недосягаемой для противолодочного оружия противника. Причем на большой глубине действовало торпедное вооружение (благодаря специальной конструкции шести носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов). Экипаж субмарины первым в мире отработал стрельбу торпедами на глубине 800 метров.

Опытная атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (третьего поколения) вошла в состав Северного флота в 1983 году и эксплуатировалась в течение нескольких лет. Рекорд погружения атомной подводной лодки К-278 на глубину 1027 метров до наших дней не покорен.

Глубина погружения - принципиальное свойство, за которое десятилетиями боролись отечественные и зарубежные кораблестроители. Здесь все решают прочность корпуса и защита систем вне прочного корпуса от огромного давления. Единственная подводная лодка проекта 685 была сверхпрочной и насыщенной современным вооружением. Уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Омнибус-685» позволяла максимально упростить управление субмариной на любых глубинах.

Размер имеет значение

Северный флот в декабре 1981 года получил самый большой в мире подводный корабль - тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 проекта 941 «Акула» (Typhoon - по классификации НАТО). Длина подводного исполина - 172 метра, ширина - более 23 метров, водоизмещение - 48 000 тонн. Для сравнения: американская «Огайо» имеет подводное водоизмещение 18 700 тонн.

Крейсер проекта 941 разработан под твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету РСМ-52, имеет на борту 20 таких ракет, и каждая несет 10 боевых блоков мощностью по 100 килотонн. В период холодной войны специалисты рассчитывали, что одного полного залпа Р-39 хватит, чтобы стереть западное побережье США.

Российская подводная лодка проекта 941 «Акула»

«Акулы» - единственные в мире субмарины катамаранного типа, имеют два сообщающихся, но независимых друг от друга прочных корпуса (между которыми расположены шахты пусковых установок).

Особым районом боевого патрулирования исполинских «стратегов» была Арктика, где субмарины длительное время скрытно действовали подо льдами.

Всего построено шесть субмарин этого проекта. Головной корабль ТК-208 (сегодня носит имя Дмитрия Донского) переоборудован для испытания стратегического ракетного комплекса «Булава». Ничего подобного проекту 941 в мире не создано.

Летит время, но подводный флот России всегда опережает его.

Александр Хроленко

Подпишитесь на нас

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Родственники членов экипажа погибшей подлодки собрались у военно-морской базы

Аргентинские военные сообщили об обнаружении обломков затонувшей год назад подводной лодки "Сан-Хуан", на борту которой находились 44 человека.

Эксперты уже заявили, что поднять затонувшую подлодку будет непросто. Это потребует огромных усилий и может обойтись в более чем миллиард долларов.

Министр обороны Аргентины Оскар Агуад заявил в субботу на пресс-конференции, что поднять субмарину на поверхность страна самостоятельно не сможет.

Взрыв на борту

Субмарина исчезла 15 ноября 2017 года в 430 км от побережья Патагонии. Поисковая операция, в которой приняли участие специалисты поисково-спасательного отряда ВМФ России, длилась две недели.

  • Аргентинская субмарина и АПЛ "Курск": сходства и различия
  • Крупнейшие в мире катастрофы подводных лодок

Только год спустя подводную лодку удалось найти на глубине 800 м. Согласно информации аргентинских ВМФ, "Сан-Хуан" был найден и идентифицирован американским судном "Сибед констрактор", принадлежащим компании Ocean Infinity.

За несколько часов до того, как появилось подтверждение, аргентинские военные показали фото 60-метрового объекта на океанском дне и предположили, что это исчезнувшая подлодка.

Судя по первым ее фото, на ней определенно произошел взрыв, считают военные.

Правообладатель иллюстрации AFP PHOTO Image caption Подводную лодку нашло американское судно "Сибед констрактор"

"Она выглядит не разломанной на части, но на ней, безусловно, произошел взрыв", - заявил представитель ВМФ Габриэль Аттис. Он рассказал, что корпус лодки полностью деформирован в результате взрыва, а обломки разбросало на 70 м.

Президент Аргентины Маурисио Макри объявил национальный трехдневный траур по погибшим членам экипажа. Несколько дней назад он пообещал родственникам пропавших подводников, что поиски субмарины будут продолжены.

Погибшие моряки

На борту субмарины находилась первая в истории Латинской Америки женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Она была единственной женщиной в команде.

В юности Кравчик никак не была связана с морем. Она выросла в небольшой деревушке Обера на северо-востоке Аргентины. Впервые она увидела океан лишь в 21 год.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Элиана Мария Кравчик

В 2009 году после окончания военно-морского училища в Буэнос-Айресе она прошла подготовку для службы на субмарине. На "Сан-Хуане" она служила с 2016 года каптенармусом - что-то вроде офицера, который отвечает за безопасность на судне.

И если никто из семьи Элианы не был связан с морем, то один из старших офицеров на субмарине, Хорхе Игнасио Бергальо, с детства не понаслышке знал о морских путешествиях, поскольку его отец был капитаном. В прошлом Хорхе-старший управлял той самой лодкой, на борту которой погиб его сын.

Действующего командира подлодки звали Педро Мартин Фернандес. По сообщению аргентинских СМИ, он пообещал своей матери, что это будет его последний поход в море.

Что случилось с подводной лодкой?

Дизель-электрическая подлодка "Сан-Хуан" возвращалась на базу из будничного похода в район города Ушуая на острове Огненная земля вблизи от самой южной оконечности континента, когда с нее поступил сигнал о поломке в электросистеме.

По словам командующего ВМФ Аргентины Габриэля Галеацци, лодка поднялась на поверхность, чтобы доложить на берег об аварии, которую командующий охарактеризовал как короткое замыкание в аккумуляторной батарее.

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption Об обнаружении подлодки рассказали на пресс-конференции

Субмарине было приказано прервать миссию и немедленно возвращаться на военно-морскую базу в Мар-дель-Плата.

По словам представителя пресс-службы ВМФ Аргентины, после первого сообщения о возникшей неполадке капитан лодки еще раз выходил на связь с базой.

Последний контакт с подлодкой состоялся в 7:30 утра по местному времени (10:30 по Гринвичу) в среду, 15 ноября 2017 года. Как ранее сообщалось, капитан доложил, что члены команды в порядке. Что произошло после этого, остается неизвестным.

Через восемь дней после исчезновения субмарины базирующаяся в Вене Организация по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний сообщила, что через несколько часов после последнего выхода подлодки на связь был зафиксирован некий шум.

Мониторинговая система организации, которая позволяет выявлять ядерные испытания, сообщила о гидроакустической аномалии, которая была зафиксирована в 60 км от последнего известного местоположения подлодки.

В ВМФ Аргентины тогда предположили, что это был взрыв на борту субмарины.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Подлодка "Сан-Хуан", 2 июня 2014 года, Буэнос-Айрес

В Атлантическом океане было зафиксировано "аномальное, единичное, короткое, мощное явление неядерного характера", соответствующее взрыву, сказал год назад пресс-секретарь ВМФ Энрике Бальби. По его словам, вода попала в шноркель подводной лодки, то есть в устройство для забора воздуха.

Предположительно, попадание воды на поддон аккумуляторной батареи в носовой части привело к короткому замыканию и возгоранию батареи.

Подводная лодка "Сан-Хуан" была построена в Германии в середине 1980-х годов, а за пять лет до аварии ей поменяли двигатель и аккумулятор, сообщил CNN сотрудник австралийского университета имени Гриффита Питер Лэйтон.

После взрыва при условии целости корпуса подлодка могла выдержать пребывание на глубине 500-600 метров, но не ниже, утверждает Лэйтон.

Гибель подтвердили не сразу

Согласно установленному в аргентинских ВМФ протоколу, в мирное время подлодка обязана дважды в сутки выходить на радиосвязь с базой.

Родственники некоторых членов экипажа сообщили, что получали смс-сообщения о неких проблемах с батареями от моряков, прежде чем связь с субмариной была потеряна.

Капитан ВМФ Аргентины Габриэль Галеацци подтвердил, что в аккумуляторном отсеке субмарины произошло короткое замыкание. По его словам, механические проблемы - не редкость на подводном флоте и как правило не представляют какой-либо реальной угрозы.

"У военного корабля имеется много дублирующих систем, что позволяет ему переключаться с одной на другую в случае поломки", - объясняет Галеацци.

Он также отметил тогда, что подлодка не подавала сигнала бедствия.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption 15 ноября 2018 года - спустя год после исчезновения субмарины - состоялась церемония поминовения, на которой присутствовал президент страны Маурисио Макри

В конструкции новейших российских АПЛ использованы технологические элементы западных подводных лодок, повышающих как эффективность субмарин так и их способность оставаться незамеченными. В результате в военное время подводная лодка может более надежно защитить свой смертоносный груз из 16 ядерных ракет от американских и натовских охотников за российскими субмаринами.

Подводные лодки класса «Борей» просто огромны. Каждая — 160 метров в длину и 14 метров в ширину, их водоизмещение составляет 21 тысячу тонн. Ядерная силовая установка ОК-650Б мощностью 190 мегаватт позволяет кораблю двигаться со скоростью 15 узлов в надводном положении и 29 узлов — в подводном. У лодки — неограниченный запас дальности хода. Ограничения связаны только с запасами продовольствия.

Мультимедиа

«Князь Владимир»: самая смертоносная АПЛ в мире

Daily Mail 28.11.2017 «Бореи» — одни из самых смертоносных АПЛ из когда-либо построенных. Каждая из них несет на борту шестнадцать баллистических ракет РСМ-56 «Булава», что позволяет ей наносить ядерные удары по любой точке Земного шара. Это делает подводные лодки незаменимой частью российской ядерной триады и обеспечивает мощный потенциал для ответного удара по любой стране, которая первой применит ядерное оружие против Москвы.

Первая российская подводная лодка этого класса «Юрий Долгорукий» была заложена в 1996 году. Из-за проблем с финансированием она была введена в строй лишь в 2014 году. По словам Саттона (H.I. Sutton), автора книги «Подводные лодки мира: Секретные берега. Руководство по идентификации» (World Submarines: Covert Shores Recognition Guide), недавно спущенная на воду четвертая лодка класса «Борей» «Князь Владимир» заимствовала некоторые конструктивные особенности субмарин производства США и других стран НАТО.

По словам Саттона, «хвостовая часть с поворачивающимися рулями и торцевыми пластинами на горизонтальных стабилизаторах такие же, как на АПЛ класса „Огайо" ВМС США». Подводные лодки также оснащены водометной движительной установкой вместо типичного гребного винта. Водометный насосный движитель впервые был использован Королевским военно-морским флотом Великобритании, но также такая система была установлена на подводных лодках ВМС США с класса Seawolf в 1990-х годах. «Бореи» — первые российские АПЛ, оснащенные такими двигателями.

Гладкая обтекаемая форма рубки — еще одно западное влияние. Это делает лодку похожей на американские субмарины, хотя она намного длиннее. У базовой модели «Борея» — необычная наклонная форма рубки.

Все вышесказанное не означает, что новая версия «Борея» — копия западных АПЛ. Саттон отмечает, что «Князь Владимир» имеет «традиционную для российских АПЛ двухкорпусную конструкцию. Западные лодки однокорпусные, и это означает, что экипаж отделяет от океана только один слой стали».

Еще один необычный аспект «Бореев»: большое количество торпед и торпедных отсеков. АПЛ действуют из обороны, постоянно скрываясь в морских глубинах. Обычно у них всего четыре торпедных отсека. Но, по словам Саттона, у «Бореев» их восемь, также как и у недостроенных ударных подводных лодок класса «Акула». Такое количество торпед — необычное усиление для подводной лодки, вооруженной баллистическими ракетами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

День моряка-подводника отмечают в России 19 марта . 112 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского императорского флота вошли два десятка субмарин

типа "Форель", "Касатка", "Сом" и "Осетр". Исторические "рыбные" названия сохранились в наименованиях проектов советских и российских субмарин.

Первыми звания «офицер подвод­ного плавания » приказом Главного морского штаба были удостоены 68 офицеров, сдавшие специальный экзамен. Россия была одной из первых среди стран, применивших подвод­ные лодки в вооружённой борьбе на море.

Подводные силы как самостоятельный род флота России сформировались к концу Первой мировой войны . К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов страны находилось 218 подводных лодок. За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпеды, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.

В середине 50-х годов прошлого столетия в ответ на создание США подводной лодки с атомной энергетической установкой в СССР были развёрнуты работы, направленные на обеспечение паритета в этом направлении. Мы справились с этой грандиозной задачей практически в два раза быстрее. Был точно выбран путь от первого в мире атомного реактора, использованного в Обнинске, к главной энергоустановке подвод­ной лодки, а также за шесть лет проведены огромные исследования и разработки, выполненные 135 организациями. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой в России атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол». 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта ГЭУ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар ».

В подводном флоте Советского Союза состояло на вооружении 216 субмарин различных типов и классов, сейчас их - порядка 70 (всего 13 проектов). В настоящее время в России строится серия многоцелевых подлодок четвертого поколения проекта "Ясень" и стратегических ракетоносцев "Борей", идет создание беспилотных подводных аппаратов. В ближайшее время ожидается закладка двух дизель-электрических лодок проекта 636.3, всего для Тихоокеанского флота их построят шесть.

"Борей "

Российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" уступили место более скрытным и эффективным атомным ракетоносцам четвертого поколения класса "Борей". Всего в составе ВМФ России - 12 атомных стратегических подводных ракетоносцев, три из которых - проекта 955 "Борей": "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава" (каждая субмарина несет по 16 ракет), лодки способны применяться в любой точке планеты, имеют неограниченную мореходность.

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) "Борей" (по кодификации НАТО SSBN "Borei", также "Dolgorukiy" - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Разработан в ЦКБМТ "Рубин" (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. "Борей" создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 "Акула" (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ "Дельфин" (Delta-IV по классификации НАТО).

"Бореи" являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 "Щука-Б", ПЛ "Борей" имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Была проделана огромная работа по снижению шумности лодок и снижению физических полей. Шумность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта "Борей" в 5 раз ниже по сравнению с многоцелевыми АПЛ "Щука-Б" третьего поколения и в 2 раза ниже, чем у американской "Вирджинии " .

На лодке установлен ядерный энергоблок с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ "Мираж" с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с.

До 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. В настоящее время пять атомных подлодок модернизированного проекта "Борей-А" находятся в стадии строительства. Последний корабль этой серии - "Князь Пожарский" - был заложен в конце 2016 года.

"Ясень "

В составе ВМФ насчитывается 29 многоцелевых атомных подлодок различных проектов, среди которых субмарина четвертого поколения проекта 885 "Ясень"- К-560 "Северодвинск" (головная подлодка серии в строю на Северном флоте - прим. 24РосИнфо). Следующие лодки строятся по модернизированному проекту 885М "Ясень-М". На "Севмаше" в 2009–2017 годах заложены шесть субмарин этого типа: "Казань" (в этом году ожидается передача флоту), "Новосибирск", "Красноярск" (должна сойти со стапелей в 2019 году), "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск".

На кораблях проекта 885 применена однокорпусная архитектура на части длины прочного корпуса, а торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности, где они обычно находились. В результате была сформирована "акустически чистая" носовая оконечность для размещения крупногабаритных гидроакустических антенн.

Новые АПЛ отличаются оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Примечательно, что все компоненты - российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на "Казань" установили новый, менее шумный двигатель.

Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, лодки проекта "Ясень-М" вооружены большим арсеналом ракет. На них установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет "Калибр-ПЛ". В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо "Калибров" субмарины способны нести и более мощные П-800 "Оникс ", специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей.

Благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, "Ясень" выполняет функцию, до этого не свойственную отечественным многоцелевым атомным подлодкам, - полноценного неядерного стратегического сдерживания , т.е. произошло превращение таких подводных лодок из преимущественно противолодочных в ударные. "На "Ясенях" размещены универсальные пусковые установки, которые позволяют применять крылатые ракеты различного назначения без каких-либо переделок, без изменений в составе радиоэлектронного вооружения.

Лодки проекта "Ясень" приходят на замену знаменитой на весь мир «звериной» дивизии многоцелевых атомных подводных лодок. Свое имя дивизия получила благодаря названиям лодок: «Пантера», «Гепард», «Тигр», «Волк», «Вепрь», «Леопард». Все они построены по проекту 971 и являются одними из самых «зубастых» подводных кораблей ВМФ России. Их задача - охранять наши стратегические подводные ракетоносцы от иностранных субмарин и кораблей.

" Черная дыра "

"Черные дыры в океане" - так на Западе прозвали новые российские (по кодификации НАТО - Improved Kilo) за беспрецедентную малошумность. Даже зная, что многоцелевая субмарина рыскает где-то рядом, эсминцы НАТО часто не в силах нащупать ее своими сверхчувствительными сонарами.

Подлодки проекта "Варшавянка" относятся к третьему поколению, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода - 20 узлов, глубину погружения - 300 метров, экипаж - 52 человека. У лодок модифицированного 636-го проекта выше боевая эффективность. Подводные лодки этого проекта объединяют в себе сочетание характеристик акустической скрытности и дальности обнаружения целей. Они оснащены новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой, высокоточным ракетным оружием, мощным торпедным вооружением.

На вооружении подлодок находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр". Они могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. Они более компактны, могут действовать на мелководье, близко подходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарватерах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток, а общая автономность выросла до 45.

"Новороссийск" - первая из шести построенных лодок этого проекта. Спущена на воду в июне 2014-го, базируется в Новороссийске. Вслед за ней в состав Черноморского флота вошли однотипные "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол ", "Краснодар","Великий Новгород " и "Колпино ". "Ростов-на-Дону" - первая подлодка в истории ВМФ России, ударившая ракетами по реальному противнику. В декабре 2015-го все выпущенные "Калибры" нашли свои цели в Сирии.

Лодки получились настолько удачными, что решено построить еще шесть для Тихоокеанского флота. 28 июля 2017 года были заложены первые две подводные лодки этого проекта - "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов". Подлодка "Петропавловск-Камчатский" будет спущена на воду в 2019 году и в том же году будет сдана. "Волхов" спустят на воду весной 2020-го и до конца года сдадут флоту. Третья подводная лодка называется "Магадан", четвертая – "Уфа". Сдаваться они будут одновременно в 2021 году, с небольшим разрывом. Их заложат в 2019 году. Соответственно, одна будет спущена в 2020 году, другая – в 2021 году. Пятая лодка называется "Можайск", шестой лодке Военно-морской флот еще имя не дал. Обе лодки будут сдаваться в 2022 году. Соответственно, одна будет спущена в 2021 году, другая – в 2022 году.

"Лада" - "Калина"

Российские ДЭПЛ проекта 677 типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Надводное водоизмещение составляет порядка 1,75 тыс. т (против 2,3 тыс. т у "Варшавянок"). Скорость подводного хода достигает 21 узла. Глубина погружения - до 350 метров. Численность экипажа подводного корабля составляет немногим более 30 человек.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью. Предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса "Калибр-ПЛ", торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами "Игла".

Головная субмарина серии - "Санкт-Петербург" - была заложена на "Адмиралтейских верфях" в 1997 году; после передачи ВМФ России в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 - "Кронштадт" - заложен в 2005 году, третий - "Великие Луки" - в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году.

Подлодки типа "Лада" первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых - увеличение скрытности лодки. Субмарина получит возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса "Варшавянка" вынуждены всплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных: в самой установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", где создают модернизированный вариант подводной лодки типа "Лада" - проект "Калина".

Эти неатомные субмарины пятого поколения первыми начнут строить для Северного и Балтийского флотов. В "Калине" будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 "Варшавянка" и 677 "Лада", которые сейчас строятся для флота. Субмарина получит ВНЭУ, главное преимущество которой - увеличение скрытности. Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок - до трех недель.

"Хаски"

Новейшие технологические решения должны найти воплощение в проекте "Хаски" - атомной подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчетов. Формирование облика лодки и научно-исследовательские работы по созданию эскизного проекта планируется завершить в этом году. Разработка многоцелевой лодки ведется в конструкторском бюро "Малахит" в Санкт-Петербурге.

При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием, "Хаски" получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники "Малахита" Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе. Известно, что субмарину оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами "Циркон", которые вскоре начнут поступать в войска.

"Совершенно секретно"

Информация по подлодкам спецназначения практически закрыта. Эти корабли создаются в интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

В 2016 году ВМФ получил атомную подводную лодку специального назначения БС-64 "Подмосковье" после завершения ремонта и модернизации по проекту 09787. Субмарина переоборудована из ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ "Дельфин" в носитель подводных аппаратов.

В составе флота находится еще один подобный атомоход - БС-136 "Оренбург", который в начале 2000-х годов был переоборудован также из ракетоносца проекта 667БДР "Кальмар". Мир узнал об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой подана в комиссию ООН по морскому праву заявка на расширение подконтрольной России арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 "Калитка". Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км на протяжении порядка 20 дней.

ВМФ планирует получить еще одну лодку спецназначения - К-139 "Белгород" проекта 949А. О ее достройке было объявлено в начале 2012 года. Создается она в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных аппаратов. В 2014 году на "Севмаше" была заложена атомная субмарина специального назначения проекта 09851 "Хабаровск".

1 марта 2018 года, во время выступления перед Федеральным собранием, Владимир Путин продемонстрировал видеоролик об океанской многоцелевой системе с беспилотными подводными аппаратами, оснащенными ядерной энергетической установкой, носителями которых возможно станут "Белгород" и "Хабаровск".

Президент уточнил, что ядерная установка имеет малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооруженность, при объеме в 100 раз меньше, чем у современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в двести раз меньшее время выхода на боевой режим.

"Результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности ", - заключил президент.

"Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине, на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающую скорость подводных лодок, торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей - это просто фантастика. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует ", - сказал верховный главнокомандующий Вооруженными силами России.



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные