Как напрямую оплачивать коммунальные услуги. Россияне смогут платить за коммунальные услуги, минуя управляющие компании

Как заявил глава Минстроя Михаил Мень, законопроект, предоставляющий возможность прямой оплаты коммунальных услуг поставщикам ресурсов, будет принят в марте и заработает с 1 апреля 2018 года.

Ранее Владимир Путин высказал мнение, что необходимо «отрезать» управляющие компании от «денежного потока», так как они не всегда своевременно и в полном объеме расплачиваются в том числе с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Теперь «у людей абсолютно добровольный будет выбор, они могут на общедомовом собрании принять решение, переходить или не переходить на прямое взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией», отметил Михаил Мень в интервью «Российской газете». Но тем не менее, как он сообщил там же, базовой остается схема, при которой договоры ресурсоснабжения с жителями заключают управляющие компании.

Законопроект о внесении изменений в Жилищный Кодекс в части прямых расчетов с населением, по имеющейся информации, недавно получил отрицательное заключение Главного правового управления Администрации президента РФ, напоминает управляющий партнер компании «Право и бизнес» Александр Пахомов. У ГПУ было много замечаний к законопроекту, удалось их снять или нет - пока не известно. Переход РСО на прямые расчеты с 1 апреля весьма сомнителен, но, учитывая заявление Михаила Меня, возможно министерству удалось учесть замечания ГПУ.

Денежный поток пустили на самотек

Ресурсоснабжающие организации крупных энергетических холдингов, таких как Квадра, Интер РАО, уже несколько лет добиваются перехода на прямые расчёты с населением, отмечает эксперт. Это во многом поможет решить сбытовым компаниям проблемы возникновения дебиторской задолженности перед РСО, поскольку деньги от конечных потребителей, осев в управляющих компаниях, просто не доходили до поставщиков тепла или электроэнергии. Зачастую такие управляющие компании менялись каждые полгода вместе с деньгами населения.

Грядущие изменения в сфере частных вопросов ЖКХ создадут условия для более прозрачного формирования этого рынка. По сути, такой законопроект принят по причине невозможности и дальше пускать на самотек деятельность недобросовестных управляющих компаний в регионах и крупных городах.

Ужасы нашего городка

Как напоминает Александр Пахомов, пользователи услуг будут делать выбор, кому же им платить (управляющим компаниям за посредничество, или напрямую поставщикам), в ситуации, когда только за один второй квартал 2017 года общий объем дебиторской задолженности в сфере ЖКХ в стране превысил 1 триллион 240 млрд рублей. Из них большая часть, правда, долги самих пользователей услуг. Но сумма задолженности со стороны самих управляющих компаний даже на этом фоне выглядит впечатляющей: речь идет о 250 млрд рублей, которые УК собрали с жителей домов, но не перечислили на счета ресурсоснабжающих компаний.

Таким образом, законопроект в первую очередь призван ликвидировать условия, при которых эти долги образуются. С другой стороны, закон предполагает, что на базовом уровне схема оплаты через УК по-прежнему сохраняется, но жильцам дается возможность самостоятельно решать - продолжать сотрудничать с УК или переходить на собственное взаимодействие с поставщиками. При этом есть важная оговорка: в домах, где УК имеют высокий уровень просрочки по оплате услуг ресурсоснабжения, такая мера, как расторжение договоров с УК будет применяться автоматически. И тогда гражданам в любом случае будет необходимо в скором времени проводить собрания и решать, выбирают ли они другую УК или переходят на вариант самообслуживания?

Старшие по апрелю

Поскольку, указывает Александр Пахомов, бизнес УК в любом случае подразумевает сбор определенной комиссии, переход на личный контакт с поставщиком позволит жителям немного сэкономить. С другой стороны, большинство людей вряд ли знакомы с подробностями оформления таких взаимоотношений, то есть в любом случае все организационные вопросы будут переложены на старших по дому или подъезду.

От их активности и ответственности фактически зависит, будут ли проведены все необходимые мероприятия по перезаключению договоров на поставку и установку новых приборов учета. К сожалению, добавляет Александр Пахомов, полное взаимопонимание и активность самих собственников наблюдается не во всех домохозяйствах, поэтому в первое время эффект от действия закона скорее всего будет малозаметен. И все же, недобросовестные УК имеющие высокие задолженности потеряет своих клиентов и на их место придут новые более ответственные.

Основная цель такого перехода – внести прозрачность в порядок оплаты коммунальных услуг, полагает юрист отдела по работе с управляющими компаниями и ТСЖ Heads Consulting Илья Шахмейстер. На сегодняшний день управляющие компании, самостоятельно не оказывая данные услуги, фактически выступают посредниками между жильцами и ресурсоснабжающими организациями. В случае заключения прямых договоров управляющие компании больше не смогут искусственно накапливать долги за коммунальные ресурсы, а потребители будут напрямую оплачивать коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, что, в свою очередь, существенно упростит порядок взаиморасчетов в сфере ЖКХ.

Данная законодательная инициатива уже обсуждалась ни один год, и наконец-то в конце прошлого года законопроект был принят в первом чтении, напоминает Илья Шахмейстер. В случае принятия указанного закона положительные изменения затронут всю сферу ЖКХ: для потребителей размер платы не изменится, однако они будут уверены, что их денежные средства дойдут в полном объеме до первичных поставщиков коммунальных услуг.

Потребителям будет выгодно перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями именно в тех домах, где недобросовестные управляющие компании накопили наибольшее количество долгов, уверен юрист. Предложенный законопроект предполагает, что переход на прямые договоры будет возможен при одновременном наличии двух условий: имеющаяся задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающей за неоплаченные коммунальные ресурсы, а также принятое в установленном законом порядке решение общего собрания собственников по указанному выше вопросу.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, могут ли собственники жилых помещений в многоквартирном доме заключить договор на оплату электроэнергии и отопления напрямую с ресурсоснабжающими организациями (так, чтобы квитанции об оплате поступали собственнику напрямую от ресурсника, а не от управляющей компании, обслуживающей данный дом). заранее благодарна за ответ.

В условиях ныне действующего законодательства (Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Правительством РФ от 23.05.2006 № 307) собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут заключить договор ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией только если способом управления многоквартирным домом является непосредственное управление многоквартирным домом (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ, п. 7 Правил № 307).

Если домом на основании договора управления многоквартирным домом управляет управляющая организация, то именно она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, пп. «в» п. 49 Правил № 307).

Если собственники помещений в многоквартирном доме желают вносить плату за коммунальную услугу напрямую ресурсоснабжающей организацией, то они могут на своем общем собрании принять соответствующее решение (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). В этом случае внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Вышеуказанное решение общего собрания собственников принимается большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для принятия этого решения необходим соответствующий кворум, а именно - в собрании должны принять участие собственники помещений, обладающие в совокупности более 50% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме (число голосов каждого собственника помещения пропорционально площади принадлежащего ему помещения) (ч. 3 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Таким образом, если Вашим домом управляет управляющая организация, то для того, чтобы вносить плату напрямую в ресурсоснабжающую организацию необходимо принять на общем собрании собственников соответствующее решение. После этого необходимо уведомить о принятом решении управляющую и ресурсоснабжающую организации.

Однако важно заметить, что исходя из ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ напрямую в ресурсоснабжающую организацию может вноситься лишь плата за тот объем коммунального ресурса, который был потреблен непосредственно в жилом (нежилом) помещении собственника помещения в многоквартирном доме.

Плата же за объемы коммунальных ресурсов, потребленных при использовании общего имущества (например, электроэнергия, потребленная на работу лифтов, освещение подъездов в многоквартирном доме, тепловая энергия на отопление мест общего пользования), должна вноситься управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

При этом принятие общим собранием собственников решения о порядке внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не означает, что собственники начнут получать квитанции на оплату от ресурсоснабжающей организации.

В законе не указана обязанность ресурсоснабжающей организации в рассматриваемом случае представлять собственникам платежные документы.

В то же время, поскольку в законе прямо указано, что ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества продолжает лежать на управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), то, следовательно, управляющая организация продолжает оставаться исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам. Соответственно и представление собственникам платежных документов на оплату коммунальных услуг продолжает оставаться функцией управляющей организации как исполнителя (п. 37 Правил № 307).

Исходя из изложенного, считаем, что в случае принятия собственниками решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, квитанции на оплату коммунальных услуг по-прежнему будет выставлять управляющая организация. При этом в квитанции будут указываться отдельными строками суммы в оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды (с указанием банковского счета управляющей организации) и суммы в оплату коммунальных услуг на индивидуальные нужды (с указанием банковского счета ресурсоснабжающей организации).

Действующим законодательством предусмотрены следующие случаи заключения ресурсоснабжающей организацией (РСО) прямых договоров (исполнения обязанности) по оказанию коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению конечных потребителей :

1. При принятии решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, при этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией (п.7.1. Жилищного кодекса Российской Федерации).

2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме выбрана непосредственная форма управления многоквартирным домом (ст.164 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.17 «а» Правил представления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354);

3. Собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления(п.17 «б» Правил представления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354);

4. Собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления, но у Управляющей организации (Товарищества собственников жилья или жилищного кооператива) отсутствует договор с ресурсоснабжающей организацией (не заключен или расторгнут) (п.17 «б» Правил представления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354).

Как контролировать действия своей управляющей компании?

В сложившейся на коммунальном рынке ситуации поставщики ресурсов стали заложниками недобросовестных управляющих компаний.

Эффективное решение проблемы контроля действий управляющих компаний – переход на прямые расчеты между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Прямые платежи гарантируют целевое использование средств, направленных собственниками на оплату тепла и горячего водоснабжения.

В чем преимущество оплаты напрямую теплоснабжающей организации?

Оплата коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению напрямую на расчетный счет теплоснабжающей организации позволяет избежать нецелевого использования денежных средств. Это, в свою очередь, позволит не наращивать долги исполнителей коммунальных услуг перед теплоснабжающей организацией.

Сегодня задолженность УК и ТСЖ за тепловую энергию перед ПАО «ТГК-1» составляет больше 4.5 млрд рублей.

Увеличится ли платеж жителей при переходе на оплату непосредственно теплоснабжающей организации?

Принятие собранием собственников помещений в многоквартирном доме (или общего собрания членов товарищества или кооператива) решения о внесении платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению непосредственно «ТГК-1» не повлечет за собой ее увеличение.

В этом случае все затраты на выпуск отдельного платежного документа готово взять на себя ПАО «ТГК-1».

Кто собирает данные показаний прибора учета тепловой энергии и ГВС?

Обязанность по сбору и передаче показаний приборов учета тепловой энергии лежит в зоне ответственности управляющей или обслуживающей организации. Расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению будет производиться в строгом соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, с учетом показаний приборов учета тепловой энергии.

При переходе на прямые платежи за тепло и ГВС сохранятся ли обычные квитанции? Что в них останется?

Да, сохранятся. В общей квитанции при переходе на прямые платежи в графе "отопление и горячее водоснабжение" должны стоять нули или прочерк.

Однако в случае, если у собственника был долг за потребленный ресурс, - здесь будет стоять задолженность за предыдущие периоды.

Чем занимается управляющая организация в случае с прямыми платежами? Какие функции остаются у исполнителей коммунальных услуг?

В случае прямых платежей изменяется только расчетный счет, указываемый в квитанциях. Распределение обязанностей между теплоснабжающей и управляющей организациями не меняется.

Взыскание задолженности с потребителей, т.е. ведение претензионной работы, может оставаться как на исполнителе коммунальных услуг, так и переходить к теплоснабжающей организации (в зависимости от договорных условий).

Кроме того, обслуживание внутридомовых инженерных сетей относится к компетенции управляющей и эксплуатирующей дом организации (УК и ТСЖ).

Как начать платить напрямую теплоснабжающей организации?

Жилищным законодательством определено несколько вариантов обеспечения организации оплаты напрямую теплоснабжающей организации.

Первый из них - выбор собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников непосредственного способа управления своим домом.

Другой вариант - принятие собственниками помещений в многоквартирном доме (или общего собрания членов товарищества или кооператива) решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

В этом случае будет выпускаться отдельный платежный документ за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, а сбор средств будет осуществляться не на счета УК или ТСЖ, а на счета теплоснабжающей организации.

Данная схема абсолютно прозрачна и гарантирует целевое использование денежных средств.

И в ближайшее время должен поступить в аппарат правительства.

Если закон вступит в силу, поставщики смогут принимать платежи от населения напрямую, в обход управляющих компаний.

Согласно документу, договоры ресурсоснабжения будут заключаться поставщиками непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме. При заключении договора интересы собственников будет представлять лицо или организация, осуществляющая управление многоквартирным домом. Но плата за коммуналку будет в таком случае осуществляться на счета ресурсоснабжающих организаций, а не в управляющие компании и ТСЖ. Показания приборов учета также должны будут передаваться в ресурсоснабжающую организацию, если собственники жилья в многоквартирных домах решат делать это напрямую. В то же время у жильцов сохранится возможность платить и в жилищную организацию, управляющую домом, если та получит согласие от поставщика коммунальных ресурсов на прием платежей.

В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что для большинства потребителей его принятие не повлечет никаких изменений. А вот должники, несвоевременно оплачивающие коммунальные услуги, после принятия законопроекта будут вынуждены взаимодействовать напрямую с ресурсоснабжающими организациями.

Как пояснили «Газете.Ru» в нескольких энергокомпаниях, в результате принятия этого закона у ресурсоснабжающих организаций появится возможность вытребовать долги у физлиц за коммунальные услуги в судебном порядке.

«Исключение из маршрута оплаты коммунальных услуг посредника — управляющей компании — позволит завершить процедуру очистки рынка от недобросовестных УК, бизнес-модель которых предусматривает не столько управление домами, сколько воровство денег, перечисляемых потребителями. Для добросовестных УК никаких негативных последствий законопроект не несет», — пояснил «Газете.Ru» замглавы . В ведомстве уточнили, что сейчас законопроект дорабатывается в соответствии с замечаниями правовой экспертизы.

Упразднение недобросовестных посредников позволит остановить рост задолженности в сфере ЖКХ, который достиг почти 1 трлн руб. Причем рост долгов наблюдается не только на Северном Кавказе, но и по всей России. Общая задолженность в сфере ЖКХ составляет около 937 млрд руб., отметил в январе Владимир Путин, подчеркнув, что в коммунальной отрасли огромное количество «серых схем».

Основная доля долгов за энергоресурсы приходится на тепловую и электрическую энергию и газ.

По данным Росстата за девять месяцев 2015 года, из всех подотраслей ЖКХ самый высокий объем задолженности наблюдается у теплоснабжающих организаций — 334 млрд руб., на втором месте долги за электроэнергию — 162 млрд руб., на третьем месте газоснабжение — 141 млрд руб.

Задолженность за тепло в 2015 году выросла на 14%, до 169,9 млрд руб., за электричество — на 17, 4%, до 216 млрд руб., рассказали «Газете.Ru» в Совете производителей энергии (считают данные крупных генераторов). Задолженность за газ в 2015 году увеличилась на 19,8%, до 152,1 млрд руб. (данные » межрегионгаза»).

Самые низкие темпы роста задолженности — на оптовом рынке электроэнергии.

Задолженность по итогам 2015 года выросла на 9%, до 75 млрд руб. (с учетом долгов по цессии). Это объясняется правилами расчета на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), на котором действует строгая система контроля, предполагающая предоплату и жестко установленные сроки проведения платежей. В теплоснабжении таких жестких правил нет. Потребители платят за тепло постфактум, при этом за счет того, что большинство потребителей — это жилищные организации, обеспечивающие теплом население, отключать их от услуги запрещено. Именно эти посреднические организации, работающие с населением, и являются главными неплательщиками. К ним относятся управляющие компании, ТСЖ, жилищные организации, краевые и муниципальные предприятия. Самой дисциплинированной категорией потребителей выступают промышленники: по данным совета, их задолженность за тепло в 2015 году составила всего 4 млрд руб. (2,3% от общей доли на рынке), при этом за год она снизилась почти на 20%. Уровень оплаты за электроэнергию у промышленников на розничном рынке также один из самых лучших — 97,4%. Граждане тоже в основном добросовестные плательщики, что видно при переходе с ними на прямые расчеты, говорят генераторы.

Управляющие компании наращивают задолженность

На долю жилищных организаций и территориальных сетевых организаций (ТСО) приходится более 57% задолженности (97,36 млрд руб. по итогам года) за тепло, а в Москве из 26,6 млрд руб. общей задолженности за тепло и горячую воду на жилищные организации приходится 22,4 млрд руб., т.е. 84%, по данным (входит в «Газпром энергохолдинг»). При этом объем неплатежей таких компаний-посредников продолжает расти: за 2015 год жилищные организации в целом в России нарастили задолженность стремительнее, чем в среднем на рынке теплоснабжения, — на 17,5% (14,48 млрд руб.) против среднестатистических по рынку 14%.

В Сибирской генерирующей компании (СГК) «Газете.Ru» сообщили, что 80-85% от общей суммы дебиторской задолженности за тепло предприятий СГК приходится на группу «ЖКХ и население». Низкую платежную дисциплину управляющих компаний отметили и в «Газпром теплоэнерго». «Выступая в роли посредников, они собирают с населения оплату за тепловую энергию, но не перечисляют ее поставщикам — теплоснабжающим организациям», — посетовали в разговоре с «Газетой.Ru» в компании. В на управляющие компании приходится и вовсе 91% задолженности за тепло — с 2012 по 2015 год она подскочила на треть, с 7,2 млрд до 9,2 млрд руб.

Управляющие компании либо на два-три месяца задерживают выплаты, либо не платят вообще, прибегая к мошенническим схемам, жалуются энергетики. Бывают случаи, когда УК «рисуют» гражданам неадекватные платежки. В частности, в Санкт-Петербурге в январе у теплоэнергетиков и подконтрольного чиновникам ГУП «ВЦКП», которое выставляет 70% многоквартирных домов Петербурга счета за коммунальные услуги по данным ЖКС, не совпали показания общедомовых приборов учета (ОДПУ) по 250 домам, на основании которых рассчитывается плата за отопление. По сути ВЦКП собирает с населения одну сумму, а генераторы тепла должны были получить совершенно другую, которая, как правило, на 5-10% ниже, сообщал «Коммерсантъ». Многие из этих организаций собирают денежные средства с жильцов за поставляемую энергетиками тепловую энергию, однако не перечисляют их генератору, а накапливают вместо этого многомиллионные долги и на завершающей стадии банкротятся, не заплатив по счетам. По сути, единственной мерой воздействия на компании-должники является начисление пени, которые обычно удается взыскать только в судебном порядке. Но если управляющая компания вступила в состояние банкротства, полное взыскание долгов становится невозможным.

Жилищно-мошенническое хозяйство

Большинство энергетиков сходятся во мнении, что рост задолженности жилищных организаций перед энергогенерирующими компаниями кроется в мошеннических схемах вывода финансовых средств, полученных от населения, через посреднические компании.

После банкротства одних управляющих компаний на их месте учреждают другие, с похожим названием и тем же руководящим составом, часто аффилированным с муниципальными властями. «От обанкротившихся фирм новые порой отличаются одной-двумя буквами в названии либо изменившейся организационно-правовой формой: было ОАО — стало ООО либо ЗАО», — уточнили в ТГК-2.

Наш дом — Архангельск. Это не лирическое отступление от темы теплоснабжения. ООО «Наш дом — Архангельск» — это жилищная компания, в управление которой с 2006 по 2010 год постепенно поступили более 150 многоквартирных домов в Архангельске. За эти четыре года компания получила из областного бюджета 170 млн руб. в качестве возмещения убытков, которые она понесла за скидки на тепло и горячую воду для льготной категории граждан. Как позднее выяснилось в ходе следствия, деньги распределялись по счетам других компаний и выводились через подрядные организации. К этому времени у управляющей компании образовалась задолженность за тепло в размере 100 млн руб., хотя жители домов, находившихся в управлении компании, в подавляющем большинстве исправно оплачивали счета за тепло и электричество. С марта по октябрь 2010 года руководство и собственники должника создали более десяти новых управляющих компаний, слегка видоизменив названия: УК 1 «Наш дом — Архангельск», УК 2 «Наш дом — Архангельск», ООО УК 7 «Наш Дом», ООО УК «Наш Дом» и так далее. Многоквартирные дома передавались в ведение новых компаний (по отзывам жильцов, протоколы общих собраний собственников жилья были сфальсифицированы), а старые, уже накопившие многомиллионные долги управляющие компании входили в процедуру банкротства. В 2014 году бывший гендиректор УК «Наш дом — Архангельск» Лариса Марчук, которая также успела поработать депутатом городской Архангельской думы 24-го созыва, была осуждена по уголовному делу за умышленное искажение показаний приборов учета тепла, злоупотребление полномочиями и нецелевое использование полученных от населения финансовых средств. Приговор по уголовному делу, в котором фигурировали долги на несколько десятков миллионов рублей, составил три года. Условно.

Энергетики за ужесточение

Генерирующие компании выступают за ужесточение мер воздействия на недобросовестных потребителей, в первую очередь управляющих компаний. Среди предлагаемых мер — существенное повышение штрафов, упрощение судебной процедуры взыскания задолженности и запрет для учредителей обанкротившихся ТСЖ и УК вновь создавать компании с тем же функционалом. Другим предложением со стороны энергетиков является повышение ответственности «неотключаемых» потребителей тепловой энергии, работающих с населением: в случае с УК и ТСЖ — обязательная банковская гарантия, в случае с госучреждениями — гарантия бюджетной выплаты от того органа власти, который включил это учреждение в список неотключаемых потребителей. В компаниях уверены, что переход на прямые расчеты повысит собираемость платежей.

С начала года вступил в силу федеральный закон об укреплении платежной дисциплины: он предусматривает увеличение неустойки за просрочку платежа за энергоресурсы и предоставление банковской гарантии некоторыми категориями потребителей в случае просрочки платежей. Но пока закон не работает в полной мере, так как он не обеспечивает в равной степени усиление контроля над выплатами по всей цепочке платежей в энергоснабжении, отметил , исполнительный директор компании Voltaware.

Высокий уровень задолженности в ЖКХ, который продолжает повышаться, угрожает надежности всей отрасли. Износ оборудования, в частности, в теплоснабжении по России достигает 80% в некоторых регионах.

На ремонт требуются длинные кредиты, долгосрочные инвестиции с понятным сроком и уровнем окупаемости. В отметили, что неплатежи лишают компанию стимула к проведению газификации, поскольку новые потребители зачастую являются генераторами новых долгов. Рост задолженности негативно сказывается и на состоянии тепловых сетей, которые уже имеют очень высокую степень износа, увеличивается риск аварийных ситуаций в отрасли, полагают в СГК. Это приводит к невозможности проведения модернизации энергообъектов, добавляют в ТГК-2. Ситуация с долгами в сфере ЖКХ приводит к снижению показателей ликвидности и платежеспособности энергокомпаний. Инвесторы, и так немногочисленные в сфере теплоэнергетики, не решаются вкладываться в рисковые активы.

Минуло полгода с момента подписания президентом закона, разрешающего собственникам жилья в многоквартирных домах (МКД) отказываться от посреднических услуг управляющих компаний (УК) и заключать договора на оплату воды и тепла напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Первая реакция потребителей - облегчение. Жильцы поверили в то, что прямые расчеты дадут им возможность сэкономить на оплате коммунальных услуг. На деле оказалось, что закон - палка о двух концах. С одной стороны, у общедомового собрания появилась возможность выбора, расторгнуть отношения с УК или нет. С другой - оказалось, что для РСО главное - продать ресурс, а какой температуры вода поступает на 10-й этаж дома, им нет никакого дела.

В марте 2005 года в России был принят Жилищный кодекс. С того момента порядок оплаты услуг ЖКХ осуществлялся следующим образом: управляющие компании собирали со всех собственников деньги, которые в дальнейшем передавали ресурсоснабжающим организациям. Но на самом деле эта схема работала далеко не везде. УК брали деньги за «коммуналку» с жильцов, но не перенаправляли их на счета ресурсоснабжающих организаций или переводили, но несвоевременно и не в полном объеме.

3 апреля 2018 года был принят Федеральный закон №59, который внес поправки в Жилищный кодекс. Его цель была такой: убрать управляющие организации из финансовой цепочки. Цель нововведения была благая: сократить цепочку платежей населения и за счет этого подсократить сами эти платежи. Что же получилось на деле?

Для кого закон не писан

С того момента, как закон вступил в силу, в Интернете появились узкопрофильные форумы с говорящими названиями типа «Есть ли жизнь без УК» и «Переходы на прямые платежи с РСО - ваше мнение?». Жительница Челябинска Мария Иванова на одном из них написала, что давно была наслышана о том, что при оплате коммунальных услуг можно обойтись без промежуточного звена в виде УК, к которой у ее семьи было много претензий. «Созвали общее собрание жильцов. Единогласно приняли решение перейти на прямые расчеты с РСО», - рассказывает она. Каково же было ее удивление, когда в результате выяснилось: плата за «коммуналку» не уменьшилась, несмотря на отсутствие посредника. Если говорить об удобстве прямых платежей, то и тут чуда не произошло. Выяснилось, что оплата ресурса напрямую не дает гарантий в том, что услуга будет поставлена надлежащего качества.

«На каждом углу слышу: «Свершилось! Вы избавились от УК-мошенников и теперь будете платить напрямую!» Только вот законы у нас несовершенны. УК объединяет всех собственников и обслуживает их интересы, а после заключения прямых договоров с РСО спросить уже будет не с кого и некому, - делится наболевшим жительница Челябинска. - Например, если раньше прорвало трубу в подъезде или засорился мусоропровод, то мы обращались в УК, и они уже разруливали с РСО все проблемы. Если что-то ломалось, УК несла ответственность по замене, восстановлению, и все это за счет средств «управляшки». Теперь же УК говорит нам: «Это не наша зона ответственности, так как мы расторгли с вами договор, а вы заключили прямые договора с РСО, к ним и обращайтесь». А РСО на это отвечает: «Это не наша забота, так как проблема на общедомовой территории, ею всегда занималась УК».

Почему же закон, который представлялся таким выгодным для жильцов, не сработал? Да потому, что, будучи новым на словах, на деле он почти ничего нового в практику оплаты ЖКХ не принес. Напомним, принятие в России Жилищного кодекса обязало управляющие компании отвечать за все коммунальные услуги в доме. Но уже тогда, несмотря на нормативный акт, 80% многоквартирных домов оплачивали электроснабжение напрямую РСО, а газоснабжение - 90%. Однако ни прокуратура , ни жилищные инспекции, ни какие-либо другие инстанции этим не интересовались. Если говорить о холодной и горячей воде, порядка 40% МКД получали услугу через прямые договора. Остальные 60% не хотели отказываться от услуг посредника в лице управляющих компаний и переходить на прямые договора.

«Принятие нового закона, по сути, лишь узаконило то, что и так действовало. Именно поэтому никто и не ждал массового перехода на прямые договора: те, кто хотел и мог, уже это сделали. Следует также отметить, что до сих пор не был принят подзаконный акт, типовой договор, в соответствии с которым и должны заключаться прямые договора. Нельзя сказать, что сейчас закон действует в полном объеме», - отметила в разговоре с «МК» заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева.

Если задать вопрос, как лучше - прямые договора или через УК, - нет единого ответа даже у ресурсоснабжающих организаций, рассказал эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев . «Возьмем, к примеру, водоканалы. Половина из них хочет перехода на прямые договора, половина нет. И в том варианте, и в другом есть свои плюсы и минусы, - говорит он. - Самое большое достижение принятого в апреле закона в том, что он дал возможность собственникам помещения в многоквартирном доме путем принятия решения на общедомовом собрании переходить на прямые договоры. Закон разрешил выбирать, это очень большое достижение».

Прямые платежи - кривой результат

Бывают такие ситуации, когда управляющие компании, будучи исполнителями коммунальных услуг, собирали платежи с граждан, но своевременно не рассчитывались с ресурсоснабжающими организациями. Такие РСО сейчас получили право при наличии определенного уровня задолженности в одностороннем порядке расторгать договора с УК: прекращать продавать им холодную и горячую воду, тепловую энергию. В некоторых регионах этот процесс сдвинулся с мертвой точки: РСО стали в ускоренном темпе заканчивать отношения с «управляшками». Но есть и такие регионы, где ситуация практически не изменилась.

«У РСО философия такая: чем больше продал ресурса, тем лучше. При переходе на прямые договора они не будут заинтересованы в ресурсосбережении, - подчеркнул Гордеев. - УК, которая управляет домом, отвечает за содержание и ремонт домового имущества. Собственники у них могут потребовать ответа на вопросы: почему в доме потребляется слишком много тепловой энергии, откуда берутся утечки воды в подвале… РСО не отвечает за общее имущество в доме, например, за инженерные сети, за разводку по холодной и горячей воде. Их цель - чтобы домовой прибор учета показал большой объем потребления ресурса, после чего они выставят баснословные платежи. У них нет заинтересованности в экономии и энергосбережении».

К тому же, заметил эксперт, РСО - это местные монополисты. Например, в городе один водоканал. Хочешь не хочешь, придется договариваться с ним, так как никто другой поставлять воду в дома этого города не может. Такие организации-монополисты - достаточно мощные в экономическом плане, у них хороший юридический штат. Простому потребителю, случись какие-то разбирательства по качеству воды или неправильно начисленной плате за услуги, бороться за свои права будет труднее.

По идее, помочь жильцам призваны региональные государственные жилищные инспекции, они, как говорят эксперты, во многих случаях предпочитают не связываться с сильными и мощными РСО. Если будет много судов, жилищная инспекция в них просто завязнет, а у РСО большой экономический потенциал, который они могут использовать для продавливания праведными и неправедными способами выгодных им решений.

Кому жаловаться?

На вышеупомянутых форумах, посвященных проблемам в сфере ЖКХ, жильцы многоквартирных домов активно жалуются на то, что не могут добиться от ресурсников приемлемого качества услуг. Вот история от Петра Никеричева из Екатеринбурга. Собственник живет на десятом этаже многоквартирного дома относительно недавней постройки, и у него в квартире настолько слабый напор воды, что даже душ принять проблематично: из крана едва капает. Люди, проживающие на верхних этажах здания, пишет форумчанин, исправно платят РСО, с которыми были заключены прямые договора. «Несмотря на это мы понимаем, что оплаченная нами услуга поставляется не должным образом: слабый напор воды, низкая температура. Обращались с соответствующими претензиями к РСО, но получаем примерно такой ответ: ресурс в дом поставляется исправно, а если у вас есть какие-то жалобы, обращайтесь в ту инстанцию, которая будет проверять трубы в доме или давление в водопроводе. Таким образом, ресурсники снимают с себя всю ответственность за качество поставляемой услуги. Она оказана, а дальше разбирайтесь как хотите!» - возмущается жилец.

Между тем в законе ничего не сказано про то, что делать жильцу в таком случае. «Когда документ находился на стадии принятия, разработчики говорили о том, что все жалобы должны быть адресованы ресурсникам, а за состояние внутридомовых инженерных сетей должна отвечать управляющая компания, что следует из Жилищного кодекса и прочих постановлений, - говорит Разворотнева. - На деле все эти нюансы нигде не прописаны». Сейчас, продолжает представитель Общественной палаты, в очередном проекте постановления пытаются ситуацию исправить и прописать четкий порядок: по всем вопросам, связанным с ненадлежащим качеством поставки коммунального ресурса, потребитель обращается в управляющую компанию, а она, в свою очередь, должна разбираться с ресурсниками. Если выяснится, что проблема возникла до ввода ресурса в дом, ответственность должна нести РСО, если внутри дома, то виновата в этом управляющая компания.

Разворотнева отметила, что пока непонятно, как вся эта схема будет функционировать на деле, потому что у УК есть только один вид договорных отношений с РСО: на закупку ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды. Теоретически ко всему остальному УК отношения не имеет. Получается сложная правовая коллизия: как заставить «управляшку» на законных основаниях защищать собственников, если она не является стороной договора. Пока все жалобы переадресовывают УК, но все работает только «по понятиям». Однако, по мнению эксперта, если дело вдруг дойдет до суда, у «управляшек» будут большие шансы оспорить переброшенные на них жалобы собственников.

Если в кране нет воды

«Схема непрямых договоров хороша тем, что там есть одна УК и она в одиночку отвечает за все коммунальные услуги и за общее имущество», - говорит Гордеев. Сергей Астафьев, еще один участник профильного форума из Мурманска, пишет: «Если в кране нет воды, жильцы знают, что виновата в этом их УК и что бы ни происходило вне дома, например, у водоканала что-то сломалось, с этим тоже должна забираться управляющая организация. При прямых договорах с РСО, если в квартире нет воды, нужно выяснять: проблема находится во внутренних коммуникациях дома или же вне здания и вода просто не дошла до строения».

Проблема заключается в том, что при наличии прямых договоров собственник жилья остается один на один с РСО. Именно он становится, по сути, покупателем воды непосредственно у производителя. И требовать с ресурсника надлежащее качество поставляемой услуги гражданину придется в одиночку, в то время как у управляющей компании были свои рычаги воздействия на РСО, например, квалифицированные юристы.

Сейчас, чтобы сгладить все эти недоработки нового закона, к нему принимаются подзаконные акты. Но и тут жильцов подстерегают свои ловушки. К примеру, РСО хотят, чтобы параметры качества поставляемого коммунального ресурса проверялись не в самой квартире, а на вводе в дом. Но конкретному потребителю - к примеру тому самому, живущему на десятом этаже, - легче от этого не станет. «Получается, за то давление, за тот напор воды, которой на десятом этаже, РСО не отвечает. Они скажут: давление на вводе в дом нормальное, а дальше не наш вопрос. Впрочем, не отвечают ресурсники и за химический состав воды. Они могут сказать, что в колодце, откуда воду поставляют в дом, она должного качества, а то, что ржавая течет непосредственно из крана, - не их забота», - поясняет Гордеев.

Эксперт убежден, что отвечать за качество коммунальной услуги должен тот, кто отвечает за внутридомовые инженерные системы. А при переходе на прямые договора этот принцип единой ответственности оказался сломан, и теперь жильцам и жаловаться-то некому: ресурсники кивают на «управляшек», и наоборот.

Полгода действия закона о прямых платежах за услуги ЖКХ показали, что в лучшую сторону для жильцов ничего не изменилось. Меньше «коммуналка» стоить не стала, а то, что путь платежей оказался несколько короче, с лихвой компенсируется тем фактом, что гораздо меньше у организаций оказалось и ответственности за качество предоставляемых услуг.

На прямой вопрос - что же делать жильцу многоквартирного дома в случае, если зимой его квартира будет недостаточно отапливаться, а теплоснабжающая организация отказывается за это отвечать, Дмитрий Гордеев ответил односложно: «Бодаться».

Читайте НАС ВКонтакте



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные