Основные формы организации досуговой деятельности. Как подготовить культурно-досуговое мероприятие

Определением понятия "досуг" является время в промежутках между занятиями полезным трудом. Выявить его функции можно путём компонования культурно-досуговых программ, которые будут характеризовать формы проведения мероприятий в деятельности рекреационно-развивающей, включающей в себя целый комплекс тщательно подобранной культурно синтезированной активной энергии, заполняющей всё пространство досуга.

Культурно-досуговые программы и их особенности

Особенности культурного досуга и его программы определяют отличия самого культурного досуга от программ дополнительного образования. Отличия состоят в том, что культурно-досуговая программа не организовывается специально и не изучается - её реализация проходит спонтанно, как подготовка и проведение массовых мероприятий досуга. Знания и умения появляются в результате процесса самостоятельной работы вне занятий. Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными.

Воспитательная работа

Форма воспитательной работы - ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.

Дело или мероприятие может включать одну или несколько форм. Относительно количества участников можно говорить о формах отрядной работы и об общелагерных делах. Основной груз решения поставленных задач несут на себе, в первую очередь, отрядные дела, даже если они не обладают размахом общелагерных.

Задачи культурно-досуговых мероприятий:

Ш представление детям образца деятельности,

Ш создание эмоционального настроя, торжественности, демонстрация ритуалов,

Ш они решают задачи, которые требуют совместных усилий,

Ш выводят деятельность отряда на новый уровень,

Ш могут помочь в сплочении отряда.

В 30-дневной смене достаточно 5-7 общих дел. Количество отрядных дел в разных сменах бывает разным. Как минимум -- чтобы каждый ребенок смог попробовать себя в разработке и подготовке дела (4-5 дел - по количеству групп). Плюс дела, которые готовятся вожатыми, дела организационного периода, итогового, подготовка к общелагерным делам.

Чем определяется и какими средствами достигается разнообразие отрядных дел?

Определяется разнообразием интересов и потребностей детей, необходимостью постоянной смены деятельности для сохранения активности восприятия, для достижения больших результатов; множеством задач, которые предстоит решить педагогу в течение смены, чтобы обеспечить благополучие ребенка и достичь тех целей, которые поставлены программой конкретной смены, которые определены совместно с детьми.

Какими средствами создать разнообразие:

Включить самих ребят в процесс планирования, подготовки и проведения дел: это наполняет их деятельность в лагере конкретным содержанием, предполагает использование разных способов и приемов организации деятельности, в том числе групповых, индивидуальных, коллективных;

Разнообразить формы дел.

Чтобы создать разнообразие форм работы с детьми, можно:

Использовать комплексные формы, такие как тематический день. Он предполагает систему дел, связанных общей темой, логикой; содержательно прорабатываются все обычные организационные моменты дня; важно учесть сочетание различных видов деятельности в дне. Может быть использовано единое оформление, меняются только его элементы;

Разнообразить содержание дел отряда: спорт, интеллект, искусство, прикладное творчество, досуговое творчество, развлечения, «отраслевые» дела (по экологии, экономике, праву, театральные, литературные и др.).

Как подготовить культурно-досуговое мероприятие

Цель: познакомить подростка с алгоритмом подготовки и проведения КТД (коллективно-творческого дела).

Главное для вожатого - не просто обучить ребят, что делать и как, а воспитать уважение каждого к каждому, помочь осознать собственную ответственность за порученное дело, научить критически оценивать свои поступки.

Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Ход занятия

I. Введение.

Стадии КТД , которые определяет И. П. Иванов:

Первая стадия - предварительная работа воспитателей (определяется роль КТД, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, начинает строиться перспектива КТД).

Вторая стадия - коллективное планирование КТД;

Третья стадия - коллективная подготовка дела (на этой стадии руководящий орган КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника).

Четвертая стадия - проведение КТД.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД.

Шестая стадия - ближайшее последействие КТД.

II. Определение идеи дела.

Начнем с определения понятий.

Коллективно-творческое дело - это:

Дело, так как несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

Коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива - детей и воспитателей, т. е. является общей заботой;

Коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет разные возможности.

В основе лежат 4 сами :

Сами планируем,

Сами организуем,

Сами проводим,

Сами анализируем.

По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:

Организаторские,

Социально-ориентированные,

Информационно-аналитические,

Коммуникативные,

Художественные,

Спортивные.

Таким образом, определив основные понятия, этапы КТД, приступаем к выдвижению идей о проведении КТД.

Идеи в команде могут выдвигаться:

Мозговым штурмом - все участники творческой группы собираются вместе и высказывают свои предположения, идеи, которые обсуждаются, «перерабатываются», дополняются и дорабатываются;

Методом ассоциаций.

Но нужно помнить, что детские идеи необходимо переводить в русло полезное, интересное как для самих ребят, так и для окружающих. Порассуждайте, расшифруйте слова «общение», «собеседник», «культура поведения» и т. д. Поиграйте со словом идея (это могут быть критерии-требования к выдвигаемым идеям):

И - интересно должно быть каждому;

Д - деятельность, самое главное - она должна быть очень активная;

Е - единство, сплоченность команды;

Я - найди возможность для проявления индивидуальности каждого человека.

После выдвижения и определения идеи КТД, нужно познакомиться со схемой подготовки дела.

III. Схема подготовки дела.

1. Предварительная работа (определение «нужности» дела, подбор материала, обсуждение идей дела…).

2. Определение цели и предполагаемого результата дела - формулировка темы, выбор названия.

3. Выбор формы проведения дела, определяется количество и состав участников, их роли, общий ход дела, правила ведения.

4. Составление плана подготовки и проведения дела.

Ключевые вопросы по теме,

Рабочие материалы,

Предварительная работа с участниками,

Предварительная работа с ведущим (с пресс-центром, экспертами и пр.).

Организационный блок:

Оформление,

Оборудование,

Подготовка места,

Приглашение участников (специалистов),

Написание сценарного плана или сценария дела.

5. Проведение дела: представление предмета, цели дела, объяснение правил ведения, ход дела, подведение итогов.

6. Анализ дела.

Для детей средне-старшего, старшего возраста данную схему возможно озвучить, наглядно изобразить все 6 стадий развития. Для детей младшего возраста изложить данные материалы в доступной для них форме.

А. Н. Лутошкин советует организовать работу по подготовке и проведению КТД следующим образом:

1. Поставь цель, определи, что требуется делать.

2. Подумайте, какими путями ее лучше достичь.

3. Разбейте всю работу на части.

4. Составь план выполнения дела.

5. Посоветуйся с опытными людьми.

6. Установи, как должна идти работа.

7. Подбери помощников, исполнителей.

8. Распредели обязанности.

9. Объясни, что требуется сделать.

10. Согласуй работу с другими организаторами.

11. Учитывай, кто и как работает.

12. Подведи итоги по окончании работы, проанализируй дело. 1

Условия проведения КТД:

1. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД.

2. Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая определена взрослому.

3. Необходимо опираться на прошлый опыт, на опыт и знания ребят.

4. Главное, что КТД - это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

IV. Работа творческой группы.

Когда определена идея дела и ее разработчики ознакомились со схемой подготовки, следующим этапом становится определение в отряде творческой группы, ответственной за данное дело.

Требования к организации работы творческой группы:

Творческая группа разрабатывает содержание дела в соответствии с теми смыслами и задачами, которые были поставлены коллективом с учетом общих принципов (возраст, особенности, потребности, склонности), продумывает форму, место проведения.

Для более четкой организации работы в творческой группе рекомендуется распределить обязанности:

общая координация,

организационный блок (костюмы, призы, реквизит и другое материальное обеспечение),

группа сценаристов,

группа оформителей (готовит эскиз оформления дела: в сценарии нужно учесть необходимость наглядного и звукового (музыкального) оформления - таким образом, групп может быть две),

ответственный за связь с техническими службами (радист, осветитель и т. д.).

Организация подготовки дела включает:

продумывание работы с залом (перед началом дела и в ходе него - со зрителями, болельщиками),

подготовка сценария осветителю,

подготовка участников действия,

подготовка призов и других материалов,

подача заявки на фонограммы радисту,

раздача заданий группам участников и распределение обязанностей между ними,

организация репетиций,

договоренность с внешними партнерами (по необходимости - с приглашенными коллективами, детскими лагерями, специалистами и т. п.).

V. Итогом занятия является формирование творческой группы и распределение обязанностей внутри нее.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГООБРАЗОВАНИЯ

(ГБОУ Академия социального управления)

Кафедра дополнительного образования детей и сопровождения детства.

Слушатель курсов по программе

«Празднично-игровые технологии в

воспитательной работе образовательных

учреждений».

Сенина И.В. зам. директора по ВР

Практико-ориентированная работа

Тема: « Культурно-досуговые мероприятия, игры и праздники на основе русского фольклора».

Научный руководитель:

Профессор, доктор пед.наук

Исаенко В.П.

Москва - 2013

1. Введение……………………………………………………………………2 - 3с

2. Основная часть…………………………………………………………… 3-10

2.1. Теоретические основы организации мероприятий для детей ………. 3 -8

    1. 2.2. Роль игрового фольклора в жизнидетей …………………………… 8 -10
    2. 3.Заключение…………………………………………………………………...10с
    3. 4. Список литературы:………………………………………………………10 -11

Введение.

Культурно-досуговые мероприятия и праздники – неотъемлемая часть в деятельности школьного учреждения. Организация праздников, развлечений, дет­ских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно­-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник или мероприятие доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что мероприятие помогло ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные умения и мгновения счастья.

Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.

«Народное искусство – это глубокий, незамутнённый источник художественных образов, доступных пониманию детей», отмечает известный педагог и теоретик Т.С. Комаров.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Применение на занятиях и внеклассных мероприятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей.

Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям.

Цель работы: изучение современных технологиий организации детских праздников и мероприятий.

Предмет исследования - организация культурно – досугового мероприятия в школе на основе русского фольклора.

Задачи работы:

1. Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;

2. Выявить значение праздников для развития детей;

3. Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников и мероприятий в школе на основе русского фольклора.

4. Определить важность, познавательности детских подвижных народных игр.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей школьного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у школьников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях, о правилах поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы хорошего мероприятия или праздника.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни школ.

С учетом возрастных особенностей детей обычно составляется праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся на открытом воздухе, в музыкальном зале или камерно в классах.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей начальных классов утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших школьников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 1 часа. Иначе наступит потеря интереса и внимания. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей школьного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление).

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

В связи с возрастными особенностями и характером время провождения ведущее положение в устном творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра - серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра - посильный труд». Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей - важный способ познания любого обучения. Игра - это всегда интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра - это способ познания окружающего мира. В игре дети растут и взрослеют.

Сущность игры и заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.

Игра на детском празднике или мероприятии выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

Народны игры и праздники активизируют способность детей самостоятельно мыслить и действовать, помогают им пройти путь от многопланового постижения окружающего мира к чуткому восприятию человеческих отношений. Игры и праздники – универсальный способ общения, они формирует у детей навыки взаимоотношений с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью. Народная игра – простейшая форма социализации ребёнка, в которой он на личном опыте закрепляет вековые истины: «Сам погибай, а товарища выручай», «Терпи, казак, атаманом будешь», «Поспешишь – людей насмешишь». Народной игрой удовлетворяется жажда действования, воспитываются умения побеждать и проигрывать, переживать неудачи, постоять за себя, за свою ватагу, за справедливость. Именно в играх закладывается «фундамент» личности, именно игры являются залогом полноценной душевной жизни в будущем, формируя интеллектуальные, социальные, нравственные особенности ребёнка.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу».

Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая пред­ставление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных об­рядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Учитывая, что увлекательной деятельностью младших школьников является игровая деятельность, на занятиях и внеклассных воспитательных мероприятиях целесообразно использовать игровые ситуации, дидактические, ролевые, познавательные игры.

Таким образом, введение в образовательно-воспитательный процесс игр на основе малых жанров фольклора ориентирует воспитанников на развитие нравственных качеств. Детский фольклор не знает сказителя в общепринятом фольклористикой смысле слова. Фольклорное знание, включающее не только исполнение текста, но и той ситуации, в которой он воспроизводится, определяется не особенностями памяти ребёнка, а его игровой активностью. Именно в игровых формах поведения отражается опыт многих предшествующих поколений, соединяющийся с творчеством конкретного ребёнка.

Детский фольклор не знает моножанров, требующих особой эпической памяти.

Произведения детского игрового фольклора создаются на основе живого разговорного языка.

Язык детского игрового фольклора отличается большим своеобразием. В нём ярко проявляется любовь детей к словотворчеству. Мы постоянно встречаемся с необычными словами, выходящими из рамок обыденной речи, но, несмотря на эту необычность, вполне понятными. Часто употребляются парные созвучные слова: «шишел-вышел», «эники-беники», «сею-вею». Большое значение придаётся звучанию слова. Нередко то или иное слово употребляется из соображений не смысла, а звучания. Ярким примером этого является заумный язык считалок. Во всех жанрах детского игрового фольклора встречается рифма. Как правило, это парная рифма.

В большинстве игр органичными и неотъемлемыми компонентами являются различные фольклорные произведения. Причем зачастую их создателями выступают сами дети. Соответственно можно выделить несколько направлений, наиболее полно характеризующих педагогическую ценность игрового фольклора:

    Игровой фольклор является частью устного народного творчества, которое передается из поколения в поколение, способствуя сохранению народных традиций.

    Игровой фольклор является синтезом творчества детей и взрослых.

    Игровой фольклор дает ярко выраженную эмоциональную окраску той или иной игре.

    Игровой фольклор способствует более активному развитию психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи).

    Игровой фольклор способствует эстетическому воспитанию детей, являясь носителем народной культуры.

    Игровой фольклор способствует развитию словотворческих способностей детей.

Игра в народной культуре – это форма развлечения. При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, можно разделить фольклорные игры на четыре раздела: 1) игры с пением и танцами (хороводами); 2) игры подвижные; 3) игры интеллектуальные; 4) игры молодежные.

Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры и собрания молодежи. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Игра с пением, танцами (хороводами). К этому игровому жанру можно отнести игры имеющие припевки или словесные повторения при танцевальной проходке, например, по кругу или в каком-нибудь другом заданном порядке, с выполнением каких-либо изобразительных движений. Например, изображая «козу», «цветущий мак», «медведя», «золотые ворота» и т.д.

Игра состязательная. Это игра на ловкость, умение, смекалку. Чаще всего неподвижная, либо малоподвижная, не связанная с бегом, силовыми состязаниями и т.д. Такая игра имеет в своей основе манипулирование различными предметами. Здесь обычно нет командной основы или водящего – все игроки выступают от себя («каждый за себя») в индивидуальной состязательности. Например, кто быстрее вытащит соломинки из кучи, ловко сложит камешки, и т.д.

Игра молодежная. Такие игры могли быть и подвижными, и состязательными, и на сообразительность (интеллектуальные), а также и это могли быть и игры с пением и танцами. Такие игры выделяют в особый жанр потому, что здесь имеются действия специфичные только для молодежи, не для детей. Здесь игра может заканчиваться поцелуем, и др. Здесь же складываются молодежные пары, в процессе игры парни и девушки «закрепляют» свои отношения, определяют симпатии друг к другу, выбирают друг друга.

Забава. Под этим жанром мы подразумеваем любую форму развлечений, потехи. Например, катание на качелях, катание на санях, на «крыгах». Для забавы обычно требовался какой-то материальный объект (качели, сани). Либо такой предмет специально изготавливался для забавы (снежная баба). В принципе, сюда можно отнести любую забаву, развлечение, форму отдыха – все формы, которые не вошли в вышеперечисленные игровые жанры.

    1. Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:
    2. - познавательную;
    3. - физического развития личности;
    4. - импровизационно-творческую;
    5. - организационно-деятельную.
    6. Игры, включая в себя полифункциональные задачи - познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, - являются эффективным педагогическим средством формирования личности.
    7. Итак: праздник, праздничное мероприятие - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей в школе – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.
    8. Литература:
    1. 1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - С. 44. –

2. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до
конца 20 столетия. Мурманск, 2002.

3. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. - Иркутск, 1990.

4. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СП б, 2008.

5. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка.
Воспитание школьников. 2001, № 3

  1. 6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987

7. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - М., 1987.

8. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976.

    Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.

    Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев, 1985.

Основами культурно-досуговой анимации туристского обслуживания в отелях является:

комплексный подход к организации мероприятий;

свобода выбора этих мероприятий;

театрализация: использование разнообразных приемов и всех видов искусства (живопись, музыка, литература), при этом ход события определяется сценарием;

персонификация.

К традиционным формам организации таких мероприятий относят:

карнавал (народное гуляние в виде уличного шествия, парада, маскарада),

раут (собрание людей, не предполагающее танцы);

банкет (массовое собрание людей, в основе которого - обильное угощение);

мистерия (театрализованная постановка пьесы религиозного содержания);

раус (мероприятие по зазыванию зрителей перед презентациями, культурно-досуговыми программами);

церемония (культовый благоговейный /государственный/ акт, который проводится в строгом порядке /церемониале/);

шоу-представление, массовое зрелище.

Для того чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:

жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.). При этом номера и фрагменты должны сочетаться таким образом, чтобы сложилась единая картина и связанная структура элементов данного представления;

названием данного show, которое создает настрой и раскрывает его суть;

сценарным планом, в котором обозначен перечень элементов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движение. Обязательно должна быть завязка, кульминация и развязка:

сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также работа над литературной частью - проработкой монологов и диалогов, изучением речевого стиля;

режиссерским планом - перевод литературы на язык действия (если это постановка по мотивам литературного произведения), составление и координация непрерывной действенной цепочки, и работа с техникой, светом и звуком.

Кроме этого важно - где будет разыгрываться данное действо (на летней площадке, в баре, около бассейна), определиться с темпом, ритмом, включением эффектных моментов и репетиционным периодом.

Вечерние представления являются главной частью развлекательной программы отеля. Они должны быть очень разнообразны по содержанию, постановке, костюмам и интересны для всех отдыхающих. Как правило, в них принимают участие все аниматоры. Организаторы стремятся сделать каждое представление ярким, красочным, запоминающимся, в каждом из них должна быть своя изюминка.

И по форме вечерние шоу бывают самые разные: это и небольшая бытовая сценка, разыгранная актерами-аниматорами, и серьезное театрализованное представление, в котором могут принять участие зрители из зала, гости, заранее приглашенные на ту или иную роль.

Анимации в России

Анимация как самостоятельная отрасль гостиничного бизнеса появилась в России, когда 5 лет назад в первом отеле сети HELIOPARK Hotels&Resorts, подмосковном HELIOPARK Country Resort, впервые были организованы анимационные услуги, уже тогда отличавшиеся от западных образцов. С тех пор российский подход к анимации, адаптированный к потребностям и менталитету отечественных туристов, последовательно развивался специалистами сети. Сегодня профессиональная организация анимационных программ по-прежнему является визитной карточкой отелей сети HELIOPARK Hotels&Resorts и обязательным атрибутом отдыха в загородных и курортных отелях сети.

В России наиболее традиционные формы анимации - «День Нептуна» летом, строительство снежной крепости, создание ледовой скульптуры, игры в снежки зимой, «Рыцарский турнир», «Гладиаторские бои», проведение экстремальных игр «Последний герой», «Необитаемый остров». В любом российском городе в программу обслуживания можно включить посещение русской избы - настоящей или стилизованной под старину. Туристов туда можно отвезти на тройках с бубенцами, показать театрализованное представление: «древние мастера» в русских национальных нарядах ткут ковры на ткацком станке; плетут корзины, лукошки, лапти; вырезают ложки, плошки; исполняются русские народные песни и танцы.

Также можно подготовить программу в виде обрядового праздника «Русский каравай». На поляне расставлены деревянные лавки и столы. В центре - русская печь, которая топится дровами. Звучит гармонь, балалайка, народные песни создают особый колорит. Девушки в нарядных сарафанах с кокошниками приветствуют гостей, встречают хлебом-солью. Туристы готовят пироги, бублики, пряники, караваи, пробуют горячую сдобу, получают в подарок книги с рецептами приготовления русских народных блюд.

Не менее интересно будет принять участие в «Турнире богатырей», где произойдет встреча с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Для этого возводится крепость, происходит театральное представление: скачки на лошадях, метание копий, стрельба из лука, подъем тяжести, сражение на мечах, прохождение импровизированной средневековой полосы препятствий, проявление смекалки и находчивости. Каждое новое состязание ставит участника перед выбором: сойти с дистанции или продолжить борьбу за звание «Богатырь земли русской».

Туристы могут попасть и в «цыганский табор»: поляна, кибитки, шатры, лошади, медведь, привязанный к дереву, костер. Гостей угощают вином, звучат цыганские песни, красавицы в пестрой одежде исполняют зажигательные танцы. А старая цыганка предскажет судьбу по картам или погадает по руке.

Это - российская экзотика. Конечно, в разных странах существует многообразие культурно-развлекательных программ - от традиционных до эксклюзивных. Некоторые из них вполне могут быть позаимствованы нашими курортами. Например, в Колумбии устраивают томатные бои, в Италии - апельсиновые, в Таиланде и Индонезии - банановые. Главное - фрукты и овощи должны быть мягкими, чтобы противники не покалечили друг друга. Наши туристы наверняка с энтузиазмом примут участие в таких мероприятиях.

На территории многих курортных комплексов Туниса можно встретить базары на колесах, которые приезжают на один день и демонстрируют восточное фольклорное шоу с танцами живота. На Шри-Ланке каждое воскресенье устраиваются фестивали «Танцы Востока», все желающие могут пройти краткосрочное обучение искусству восточного танца. У нас мода на арабские танцы в самом разгаре - несколько уроков для отдыхающих будут весьма уместны.

В Италии группы аниматоров устраивают театрализованные шоу-представления в Риме - гладиаторские бои в Колизее, факельные шествия крестоносцев, состязания рыцарей в храме всех богов Пантеоне, балы эпохи возрождения.

Здесь вполне уместна аналогия с турнирами русских богатырей, о которых мы говорили выше.

В Чехии и Венгрии разработаны шоу-программы «Встреча с привидением» - театрализованные представления, в котором аниматоры разыгрывают туристов и вовлекают в удивительные, леденящие душу приключения.

В России с нечистой силой тоже «все в порядке», да и любителей адреналина немало.



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные