К экономическим мерам государственного регулирования вэд относят. Методы государственного регулирования вэд

Государственное регулирование внешнеэкономических отношений основано на следующих принципах:

  • осуществление внешнеэкономической деятельности как составной части внешней политики страны;
  • единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее реализацией;
  • приоритеты экономических мер регулирования и равенства прав и ответственности субъектов внешнеэкономических отношений, а также защита государством их интересов;
  • элиминирование неоправданного вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность и нанесения ущерба как ее участникам, так и стране в целом.

Все разнообразие используемых государством методов государственного регулирования внешнеэкономических отношений в зависимости от характера воздействия может быть сведено в основном к двум: административным и экономическим. В качестве административных используются меры прямого ограничения экспорта (импорта), например установление квот, лицензий, эмбарго и т.д. К экономическим относят меры воздействия на экономические интересы участников внешних экономических отношений, например политику таможенных пошлин, сборов, банковской процентной ставки, курса валют и т.д.

Экономические методы по направленности действия в отношении национальной экономической политики могут иметь две противоположные тенденции: протекционизм и фритредерство (либерализацию).

В зависимости от характера применяемых мер регулирования внешнеэкономической деятельности они делятся на таможенно-тарифные и нетарифные.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Существуют различные подходы к системе классификации таможенных пошлин: по объекту обложения - импортные, экспортные, транзитивные; по способу взимания - адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости товара), комбинированные (в этом случае пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке и используется большая ставка, дающая наибольшую сумму).

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого таможенные тарифы являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, позволяющим осуществлять защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

Вместе с тем таможенный тариф выполняет и другие функции. В частности, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет; улучшения условий доступа национальных товаров на иностранные рынки. С этой целью заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок своих таможенных тарифов по товарам, представляющим интерес для расширения взаимной торговли.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию, является Европейское экономическое сообщество.

В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и больше.

Согласно наиболее распространенной классификации нетарифных мер, принятой ООН, они делятся на три категории.

  • 1) внешнеторговые меры, применение которых направлено на прямое ограничение (количественное ) импорта для защиты определенных отраслей национального производства (квотирование, лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д.). Первая категория - самая многочисленная, в нее входит свыше половины всех нетарифных мер;
  • 2) косвенные (неколичественные) меры, прямо не направленные на ограничение внешней торговли, которые относятся в большей степени к административным формальностям, но при этом их действие ограничивает торговлю (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке и розливу и т.п.)
  • 3) меры, применение которых не направлено непосредственно на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых объективно ведет именно к этому результату.

Количественные ограничения импорта (экспорта) - прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и контингенты ограничивают самостоятельность предприятий при выходе на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. К этой же группе относятся финансовые меры, влияющие на экспортно-импортные потоки, - специальные правила импортных платежей, множественные валютные курсы, субсидирование и кредитование экспорта.

К нетарифным инструментам регулирования импорта относятся финансовые средства ограничения ввоза, например импортные налоги и депозиты. К числу импортных налогов обычно относят: пограничный налог, которым товары облагаются при пересечении границы ряда стран; различные сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества; портовые, статистические, фитосанитарные и другие сборы. Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, применяемые широко в ЕС в качестве инструмента аграрного протекционизма. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношений внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляют собой форму залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара в местной или иностранной валюте. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного отношения к стоимости импортируемого товара.

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования занимают валютные ограничения, которые выступают фактором сдерживания не только внешней торговли, но и всей внешнеэкономической деятельности. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями и являются частью валютного контроля государства. Сферой применения валютных ограничений могут быть внешняя торговля, движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей. В области внешней торговли действие валютных ограничений близко к количественным ограничениям импорта, поскольку импортер в этом случае обязан получать разрешение на использование валюты для импорта в соответствующем государственном учреждении.

Одним из важных направлений внешнеэкономической деятельности государства является регулирование притока и вывоза капиталов. В современном мире миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый государством процесс. Иностранные частные инвестиции стали одним из факторов развития подавляющего большинства стран. В то же время для повышения эффективности иностранных капиталовложений правительства принимающих стран вводят разнообразные меры по регулированию деятельности иностранного капитала. Регулирование притока иностранных частных инвестиций носит, как правило, двойственный характер. С одной стороны, осуществляются меры по созданию в странах благоприятного инвестиционного климата:

  • предоставление гарантий от национализации иностранной собственности;
  • гарантирование перевода прибылей, репатриации капитала;
  • предоставление налоговых скидок и таможенных льгот;
  • защита от иностранной конкуренции.

В качестве примера страны, осуществляющей эффективную политику привлечения иностранных инвестиций, может быть приведен Китай. Обратим внимание на существенные характеристики реализованного властями этой страны подхода к регулированию притока иностранного капитала.

  • 1. Обеспечение политической стабильности, преемственности и предсказуемости экономической политики государства.
  • 2. Поэтапный доступ иностранных инвесторов на все большую территорию страны, в новые отрасли и сферы народного хозяйства. Известно, что политика «открытых дверей» начиналась с экспериментирования в восточных регионах, первые открытые экономические зоны были созданы в провинциях Гуандун и Фуцзянь. В 1990-х годах власти перешли к более широким экономическим преобразованиям, прямые иностранные инвестиции начали поступать в центральные и западные регионы страны. После присоединения Китая к ВТО перед иностранными инвесторами шире открываются возможности для инвестирования капитала в различные области сферы услуг (банковскую, страховую деятельность), оптовую и розничную торговлю.
  • 3. Повышение уровня разнообразия форм использования иностранных инвестиций. Если в начале реформ основной формой являлись совместные предприятия, то со второй половины 1990-х гг. - предприятия, целиком принадлежащие иностранному капиталу. Широко используемый транснациональными компаниями развитых стран способ инвестирования путем слияния и поглощения в Китае до присоединения в ВТО не применялся. Сейчас барьеры постепенно снимаются. Другой формой становятся концессии, предоставляемые иностранной компании на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры. Причем если вначале такая форма предполагала государственные гарантии инвесторам, то ныне финансовые риски в полной мере берут на себя коммерческие банки.
  • 4. Концентрация иностранных инвестиций в регионах, представляющих повышенный интерес для самого государства и зарубежных участников. Среди факторов, благоприятствующих развитию свободных экономических зон, следует выделить их ориентацию на крупные свободные капиталы, сосредоточенные в Гонконге, Макао, на Тайване, в ряде стран ЮВА.
  • 5. Децентрализация государственных полномочий по поддержке процессов привлечения иностранных инвестиций. Обеспечение экономической самостоятельности властей зон в решении экономических вопросов, гибкая система управления явились важной движущей силой их развития. Так, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении зон. Центр устанавливает для СЭЗ несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования совместных предприятий, объем инвестиций в основные фонды.

С другой стороны, государства проводят политику, направленную на соблюдение собственных интересов. С этой целью иностранные инвестиции ставятся под государственный контроль, осуществляемый посредством:

  • выделения отраслей экономики, доступных для иностранного капитала в совместных предприятиях;
  • ограничений в отношении создания филиалов, репатриации капитала и прибылей;
  • установления условий в части использования компонентов национального производства, участия национальных кадров в управлении предприятием;
  • применения различных оговорок, предотвращающих ограничительную деловую практику со стороны иностранных монополий и обеспечивающих получение необходимой информации.

Государство стремится также оказывать влияние и на процесс экспорта инвестиций резидентами за границу. Экспорт капитала может осуществляться в виде кредитов, размещения капитала физических и юридических лиц на различных счетах и банковских депозитах.

Государственное регулирование экспорта капитала - комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, прежде всего прямых инвестиций: содействие инвесторам в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования и реализации проекта, анализа бизнес-плана, участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование и особенно - страхование.

В отдельных случаях капитал вывозится за рубеж и по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает в тех странах, где отсутствуют гарантии для инвесторов, существуют политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Почему государственное регулирование внешнеэкономической деятельности выступает приоритетным направлением экономической политики государства?
  • 2. Назовите основные принципы, положенные в основу государственного регулирования внешнеэкономических отношений.
  • 3. Какие две взаимоисключающие тенденции характерны для сферы внешнеэкономической деятельности?
  • 4. Назовите основные методы регулирования внешнеэкономических отношений в практической деятельности государства.
  • 5. Что представляет собой таможенно-тарифная система регулирования внешнеторговой деятельности?
  • 6. В чем заключается внетарифное регулирование внешнеэкономических связей?

Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим образом:

Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков - агентов валютного контроля, паспорт сделки).

Торгово-политические: создание благоприятных условий для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ), содействие развитию ВЭД (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.

Таможенно-тарифное регулирование Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка.

Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) - основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Однако применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством не только в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, но и как средство ограничения вывоза определенных групп товаров, что в настоящее время характерно практически для большинства бывших субъектов бывшего СССР.

Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.

К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Что касается метода оценки таможенной стоимости товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа - административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

Виды пошлин:

  • - адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • - специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • - комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
  • - специальные; применяются в качестве защитной меры, если товары, ввозимые на территорию страны в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; а также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;
  • - антидемпинговые; применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;
  • - компенсационные; применяются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;
  • - сезонные; устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин);
  • - особые виды пошлин. Действует соответствующая процедура, согласно которой применению таких пошлин должно предшествовать расследование, проводимое в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления.

Определение таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию России. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через границу России; порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом (ГТК); таможенная стоимость товара определяется декларантом методом определения таможенной стоимости; контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.

Закон предусматривает следующие методы определения таможенной стоимости товара:

  • - по цене сделки с ввозимыми товарами;
  • - по цене сделки с идентичными товарами;
  • - по цене сделки с однородными товарами;
  • - вычитания стоимости;
  • - сложения стоимости;
  • - резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

Определение страны происхождения. Россия, как и многие другие страны предоставляют определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифные льготы (преференции) или освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, что требует четкого определения страны происхождения товара. По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

Тарифная льгота (тарифная преференция) - предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации внешнеэкономической политики страны льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от ее уплаты, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара. Порядок предоставления льгот, установленных законодательством, и само решение об их предоставлении определяются исключительно правительством.

В целом установленные им таможенные льготы не могут носить индивидуального характера, за исключением тех случаев, где оговорены соответствующие условия предоставления тарифных преференций и тарифных льгот уже на индивидуальных основах, обусловленных либо соответствующими международными соглашениями, участником которых является Россия, либо причинами иного характера (политика по отношению к развивающимся странам, комплектные поставки для сооружения объектов за рубежом, ввозимые товары в качестве вклада в уставные фонды СП и др.).

Нетарифные методы регулирования ВТД часто ассоциируют с чисто административными ограничениями, запретами и контролем. Однако по международным нормам, в частности Всемирной Торговой Организации (ВТО), к ним относятся и экономические ограничительные методы, т. е. практически все методы, не относящиеся к таможенно-тарифным методам.

Нетарифное регулирование - комплекс административных и экономических мер (помимо таможенного тарифа) ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью протекционистской практики, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности, а также вывозу товаров, исходя из интересов национальной безопасности и международных обязательств РФ.

Рассмотрим действующие в настоящее время нетарифные методы более подробно. К ним относятся такие экономические методы, как:

1. Налоговые, или паратарифные, методы - все виды платежей при таможенном оформлении сделки помимо таможенных пошлин (которые в сумме по отдельным товарам могут превышать размер пошлины):

Налог на добавленную стоимость взимается в размере 20 % с импортируемых на территорию РФ товаров. Не облагается НДС товарный вклад в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также безвозмездная и гуманитарная помощь. По экспорту НДС облагаются посреднические операции (фирм, не производящих данные товары). НДС начисляется на сумму таможенной стоимости, пошлины и акциза (если товар подакцизный).

Акцизы - как форма государственного налога взимаются с импортных товаров, перечень которых устанавливается в законодательном порядке (около 40 товаров): алкогольные, табачные, ювелирные изделия, автомобили и др. Ставки акцизов дифференцированы по товарам и устанавливаются в процентах от фактурной стоимости (10-70 %) или в ЭКЮ. Подакцизными является также часть экспортных товаров.

Таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление груза. Их размер, например, при импорте товаров - 0,15 % их таможенной стоимости (0,1 % в рублях и 0,05 % в валюте контракта). Помимо стандартного таможенного сбора могут взиматься в необходимых случаях таможенные сборы за хранение, таможенное сопровождение товаров и др.

2. Валютные (экономические, в отличие от контрольных) методы включают в себя:

Валютный курс - один из важных инструментов регулирования ВТД. Девальвация российского рубля почти в четыре раза резко усилила позиции российских экспортеров и одновременно отрицательно сказалась на импорте, от чего выиграли российские производители.

Обязательная продажа экспортерами 75 % валютной выручки - существенный фактор функционирования валютного рынка, выступающего составным элементом рыночного механизма ВТД.

Санкции, предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу валютных средств при проведении импортных операций (например, импортер обязан зачислять на счет в своем уполномоченном банке рублевый эквивалент платежей по импорту).

3. Стимулирующие экспорт: обеспечение кредитования, гарантии и страхование кредитов, субсидирование экспорта. Стимулирование экспорта предполагает в первую очередь создание системы кредитования и страхования экспорта и предоставления государственных гарантий при одновременном возобновлении государственного кредитования экспортных производств и проектов. Были проведены определенные организационные мероприятия (создание Российского экспортно-импортного банка, Межведомственной Комиссии по стимулированию экспорта и др.). К сожалению, реализация этих мер в настоящее время затруднена из-за отсутствия необходимых финансовых средств.

Помимо экономических государство активно применяет административные меры нетарифного регулирования:

1. Количественные ограничения экспорта и импорта:

Квотирование - внешнеторговая квота - количественное ограничение объема экспорта и импорта определенных товаров. Импортная квота в отличие от импортной пошлины позволяет точно ограничить количественный объем ввоза товара. Экспортная квота применялась в РФ до 1994 г. в основном как инструмент контроля экспорта при существовавшей значительной разнице между мировыми и внутренними (более низкими) ценами на ряд традиционных товаров российского экспорта. По мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых товаров сокращалось. С 1 июля 1994 г. (постановление Правительства № 758) квотирование ограничивается только выполнением международных обязательств РФ и осуществляется лишь по экспорту узкого перечня товаров: необработанного алюминия, карбида кремния, нитрата аммония, нитей пряжи, тканей, готовых текстильных изделий.

Лицензирование - метод ограничения вывоза или ввоза товара на основе выдачи государством лицензии, представляющей собой разрешение (право) на экспорт или импорт и выделяется в отдельный перечень товаров.

Контингентирование - вид лицензирования, предполагающий ограничение номенклатуры товаров по экспорту или импорту в пределах устанавливаемых государством количественных или стоимостных квот на определенный период времени. Контроль за выдачей квот ведется также через предоставление лицензий. В настоящее время в РФ не применяется.

Добровольное самоограничение экспорта - добровольный отказ экспортера от расширения поставок или обязательство по их ограничению в страну импортера в результате неофициальной договоренности между страной экспортера и страной импортера. Осуществляется под угрозой начала «торговых войн», или применения импортером более жестких мер. Пример: отказ Японии в 1989 г. от расширения в течение пяти лет экспорта автомобилей в США. В российской практике ВТД эти меры не применялись.

  • 2. Запретительные: запрет вывоза или ввоза отдельных товаров - законодательно может устанавливаться исходя из национальных интересов страны; эмбарго на торговлю с отдельными странами - применяется обычно на основе решений ООН (например, в отношении Югославии).
  • 3. Контроль качества - сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, экологический, фитосанитарный.
  • 4. Таможенно-административные требования: перечень документов для таможен, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определение страны происхождения товара.
  • 5. Валютный контроль: система уполномоченных банков-агентов валютного контроля, паспорт сделки, комплексная информационная система валютного контроля.

В целом применяемая система нетарифных методов обеспечивает сильное прямое государственное воздействие на ВТД, что объективно необходимо в условиях нестабильной экономики переходного периода. Эта система нетарифного регулирования должна дополняться активностью государства в торгово-политическом обеспечении ВТД, создании максимально благоприятных условий для реализации национальных интересов на внешних рынках.

К торгово-политическим методам государственного регулирования относят:

Создание благоприятных условий для доступа на внешние рынки: межправительственные торговые и другие соглашения; участие в международных торговых и таможенных организациях, включая ВТО.

Программирование ВЭД: федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы.

Разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ: реестр случаев дискриминации российских лиц на рынках отдельных стран; перечень мер по защите торговых интересов РФ.

Содействие развитию ВЭД: организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций; рекламные компании по развитию экспорта; информационное обеспечение.

Артёмов М.Н, выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

таможенно-тарифное регулирование;

нетарифное регулирование;

запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

С помощью пошлин государство стремится рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны -- одна из важных целей внешнеэкономической политики государства.

Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность.

Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.

Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активнее влиять как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, государственное регулирование ВЭД в Республике Беларусь строится на принципах:

реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

единства таможенной территории Республики Беларусь;

приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические и административные методы, протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Меры либерализации, в противоположность этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции -- протекционизм и либерализация.

Во-вторых, все меры, в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности -- установление квот, лицензий, эмбарго и др. К косвенным могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В целом в процессе государственного регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам. В соответствии со статьёй 14 Федерального закона РФ, в целях регулирования операций по экспорту и импорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с федеральными законами и международными договорами устанавливаются импортные и экспортные пошлины.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования. В связи с тем, что в основу классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности положены разные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный. Следует отметить, что интеграция РФ в систему мирового сообщества предполагает использование в качестве приоритетного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономический метод воздействия. К экономическим методам регулирования относятся таможенно-тарифное регулирование, налоговое регулирование. Примером административного метода может служить квотирование и лицензирование.

Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные.

Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем установления таможенных пошлин и относится к экономическим методам регулирования.

Нетарифное регулирование представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее экономические и административные меры. Нетарифное регулирование может использовать как стимулирующие меры, так и защитные - ограничительные. К нетарифным методам регулирования относятся: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования, установление разрешительного (лицензионного) порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта, установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, установление ограничений на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт некоторых товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер, направленных на стимулирование экспорта. Законодательством установлены новые способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это предусмотренные в Законе "Об основах государственного регулирования..." наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров и предотгрузочная инспекция. Некоторые из предусмотренных Законом способов регулирования внешнеэкономической деятельности будут рассмотрены далее отдельно.

Воздействие на деятельность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть прямым и косвенным. Например, установление таможенных ставок относится к виду косвенного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Установив высокие таможенные пошлины на импорт какого-либо товара, государство тем самым не поощряет его ввоз, хотя и не ограничивает и не запрещает его. Прямым способом государственного воздействия является, например, запрет экспорта или импорта какого-либо товара или установление количественных ограничений экспорта или импорта определенного товара.

Во методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует понимать способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу внешнеэкономической деятельности с целью создания или обеспечения условий деятельности субъектов. ВЭД в соответствии с национальной экономической политик.

Государственное регулирование. ВЭД осуществляется посредством ряда методов. Согласно общей классификации методов государственного регулирования экономики различают следующие методы государственного регулирования. ВЭД (табл. 34.4).

. Таблица 34

. КЛАССИФИКАЦИЯ. МЕТОДОВ. ГОСУДАРСТВЕННОГО. РЕГУЛИРОВАНИЯ. ВЭД

Критерии

Характеристика методов

Форма воздействия на субъекты ВЭД

Экономические

Косвенное влияние, альтернатива поведения для субъектов имеется, результаты воздействия непредвиденные

Административные

Прямое влияние, альтернативы поведения для субъектов не существует, результаты воздействия являются предполагаемыми

Средство воздействия на субъекты ВЭД

Правовые

Установление обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов

Административные

Прямое влияние государства на деятельность субъектов

Экономические, в том числе

Финансово-бюджетные;

Кредитно-денежные

Влияние на экономические интересы субъектов:

Влияние на финансы субъектов

Ожидаемый результат воздействия

Стимулирующие

Оживляют экономическую активность субъектов

Ограничивающие

Сдерживают экономическую активность субъектов

Использование тарифа как средства регулирования

Тарифные (таможенные)

Предполагается использование таможенного тарифа

Нетарифные (нетаможенные)

не предусматривает использование таможенного тарифа

Механизм сочетание методов прямого и косвенного регулирования, правовых, административных и экономических может быть различным в зависимости от развития рыночных отношений, финансовой и экономической ситуации в стран нет. С развитием рыночных отношений, привлечением к процессу регулирования институтов рынка методы прямого воздействия (административные), как правило, уступают место косвенным (экономическим) и играют второстепенную роль. Использование их становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические средства государственного регулирования экономики оказываются недостаточными или действуют слишком медленноно.

С позиций конкретных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности приведена классификация методов государственного регулирования условная, а указанные методы являются скорее не альтернативными, а взаимодействием емодоповнюючимы, т.е. могут сочетаться, наслаиваться друг на друга, поскольку один и тот же средство (или осуществлен с его помощью мероприятие государственного регулирования) может входить в состав различных методов. Например, экспортная пошлина одновременно входит в состав экономических и тарифных методов регулирования экономики, а повышение его ставки относится к ограничительных методов государственного регулирования с овнишньоекономичнои деятельностиі.

. Правовое регулирование - это деятельность государства по установлению обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов права. Необходим в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания т и силой государственной власти. Предметом правового регулирования экономики следующие: отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами субъектами хозяйственной деятельности; отношения в числе ни государства, между его органами по поводу распределения полномочий, определения их правового статуса; отношения между субъектами хозяйственной деятельности тощщо.

. Административное регулирование - это прямой влияния государства на деятельность субъектов рынка, с характерным прямым влиянием государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей путем установления определенных обязанностей, норм поведения и в отдача команд (приказов, распоряжений), а также безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений, ответственность субъекте в хозяйства за уклонение от выполнения приказов. Административные методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с целью защиты интересов граждан, общества, приро дного среда.

Экспортное страхование и гарантии

Рис 32. Система средств (инструментов) государственного регулирования. ВЭД

. Лицензирование (лицензионный порядок импорта) и контингентирование являются основными формами количественных ограничений импорта. Лицензирование - это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров

. Лицензия - это разрешение, которое дает право импортеру ввозить определенное количество товара в. Лицензии, как правило, выдаются правительственными органами крупнейшим импортерам товаров и применяются в таких формах: 1) генератора ные, 2) индивидуальные (разовые и открытые).

. Генеральные лицензии - открытое разрешение на экспортные и импортные операции по определенному товару и / или с определенной страной в течение действия режима лицензирования. Генеральная лицензия представляет собой список товаров, разрешается ввозить свободно в течение указанного в ней периода. Генеральная лицензия, как правило, публикуется в официальных изданиях краяїн.

. Разовые (индивидуальные) лицензии - разовый именной разрешение на осуществление отдельной операции, выдается на период не менее необходимого для осуществления операции. Индивидуальная лицензия - разовое разрешение на ввоз определенного товара, действительный пр ротягом ограниченного срока. . Открытые (индивидуальные) лицензии - разрешение на экспорт (импорт) отдельного периода времени с определением его общего объема

соответствии с. Законом Украины"О внешнеэкономической деятельности"(разд 2, ст 16) в Украине вводятся следующие виды экспортных (импортных) лицензий: генеральная; разовая (индивидуальная); открытая (инд дивидуальна) антидемпинговая (индивидуальная); компенсационная (индивидуальная); специальная (индивидуальная). По каждому виду товара устанавливается лишь один вид лицензии. Решение об установлении режима лиц ензування и квотирования экспорта (импорта) принимается. Верховной. Радой Украины по представлению. Кабинета. Министров Украины с определением списка конкретных товаров, подпадающих под режим лицензирования и к ветирования, и сроков действия этого режима по каждому товаркожному товару.

. Контингентирование - это ограничение государственной властью ввоза товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени. Контингенты могут устанавливаться путем заключения двусторонних соглашений. Такие контингенты действительно только ки для стран, заключивших соглашение. В противном случае правительство страны устанавливает общий (глобальный) контингент, который могут использовать все страныїни.

Общий контингент дает импортеру страны свободу выбора контрагента среди стран, на которые распространяется действие контингента, тогда как двусторонний контингент ограничивает выбор импортера только той страной, к которой этот контингент предоставлено. От контингентов, устанавливающих количество товаров, которые разрешено импортировать в страну, следует отличать так называемые тарифные контингенты, которые позволяют ввозить определенную несколько во товаров по сниженным пошлинами или беспошлинный. Товар, ввозимый сверх тарифного контингента, облагается обычным пошлиной, установленным в таможенном тарифе. Тарифные контингенты широко используют стран ны. Европейского. Сообщества и. СЕЛА. За лицензионной системы свободный ввоз тех или других товаров. Импорт таких товаров может осуществляться только по специальному разрешению - лицензиинзією.

. Квотирование - количественное или стоимостное ограничение экспортно-импортных операций. Различают глобальные, групповые и индивидуальные квоты. Глобальные квоты - определяются по товарам без указания конкретных стран, куда товар экспортируется (импортируется). Групповые квоты - определяются по товарам с указанием группы стран, куда они экспортируются или из которых они импортируются. Индивидуальные квоты - определяются по товарам с указанием конкретной страны, куда они могут экспортироваться или из которой они могут импортироваться

В Украине квотирования осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий согласно настоящей статье, причем общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объем гу установленной квоты. Вводятся следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные; групповые, индивидуальные; антидемпинговые; компенсационные, специальные. По каждому виду товара может вст ановлюватись только один вид квотти.

Вместе с указанными средствами административного регулирования внешнеэкономической деятельности, относят к прямым ограничений ввоза товаров, развитые страны широко используют целую систему мероприятий в косвенных ограничений или косвенного протекционизма. К ним относят различные виды технических барьеров, система внутренних налогов и сборов, различные административные правила, касающиеся использования иностранных товаров, и целый ряд других положений, которые прямо не препятствуют ввозу, но создают скрытые препятствия для ввоза иностранных товарев.

. Технические барьеры - комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой, требованиям международных и национальных стандартов. Разновидностями технических барьеров являются технологические, технические, санитарные, радиационные н нормы, и сертификация. Такие барьеры являются препятствиями для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техни ческой безопасности, санитарно-ветеринарных нормам, правилам упаковки, маркировки и другим подобным требованиеам.

. Санкции - меры экономического воздействия, применяемые государством к субъектам внешнеэкономической деятельности, которые нарушили. Закон Украины"О внешнеэкономической деятельности"и связанные с ним законы Украины и частности, в случае нарушения субъектами внешнеэкономической деятельности валютного, таможенного, налогового, другого законодательства, связанного с их внешнеэкономической деятельностью, и в случае проведения им и действий, которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности. Специальными санкциями являются индивидуальный режим лицензирования или временного приостановления внешнеэкономической деятельностиї діяльності.

. Индивидуальный режим лицензирования внешнеэкономической деятельности украинских субъектов. ВЭД и иностранным субъектам хозяйственной деятельности предусматривает осуществление. Министерством экономики Украины индивидуального лицензирования каждой окр. Ремо внешнеэкономической операции определенного вида внешнеэкономической деятельности, указанной в статье 4. Закона Украины"О внешнеэкономической деятельностиість".

. Временная остановка внешнеэкономической деятельности по украинских субъектов. ВЭД и иностранным субъектам хозяйственной деятельности определяет лишение права заниматься всеми видами внешнеэкономической деятельности, предусмотренными ст 4. Закона Украины"Пр ро внешнеэкономической деятельности", за исключением завершения расчетов по ранее (до санкции) начатым внешнеэкономическим операциям. Для завершения таких операций украинскому субъекту внешнее кономичнои деятельности следует в установленном порядке получить разовую (индивидуальную) лицензию. Минэкономики Украинміки. України.

. Эмбарго - государственная запрет на импорт-экспорт определенных товаров, технологий и капитала в отдельные страны. Условно эмбарго разделяют на три разновидности: 1) политического характера (введены решением. ООН или одной государств ной и осуществления идеологического давления на другое государство (в основном эмбарго на поставки оружия) 2) экономического характера (санкции, связанные с решением проблем в сфере экономики; 3) временного хара ктер (введено на время, в основном связано с решением проблем здравоохранения, экологии, а также климату.

Индикаторы планирования внешнеэкономической деятельности связан с системой регулирования цен, направленной на достижение стабилизации цен, избежать их резких колебаний, поддержания цен на уровне, который. Разрешить воля субъекта. ВЭД вести расширенное воспроизводство, регулирование объемов и структуры производства. Регулирование цен предусматривает введение верхних и нижних пределов колебания цен, введение индикативных и условных их цен, осуществления товарных интервенцийй.

Важным направлением государственного регулирования. ВЭД является регулирование ввоза и вывезенного капитала, которое осуществляется преимущественно методами административного регулирования

. Регулирование движения капитала - комплекс мер для привлечения и использования иностранных инвестиций на территории государства и регулирования вывоза инвестиций за границу. Такое регулирование направлено на эффективное использование иноземног го капитала для развития национальной экономики.

Регулирование ввоза капитала из-за границы имеет двойной характер. С одной стороны, государство заинтересовано в привлечении иностранного капитала, особенно инвестиций, а потому создает для этого соответствующий климат т с помощью гарантий от национализации, перевода прибылей, репатриации капитала, предоставление различных льгот, а с другой - проводит политику ограничения влияния иностранного капитала на национальную эк ономику. Меры государственного регулирования движения капитала касаются таких аспектов движения капиталау:

o определение иностранного инвестора, видов и форм иностранных инвестиций;

o участия в собственности;

o репатриации прибыли;

o требований к результатам деятельности и гарантии прав иностранного инвестора;

o системы инвестиционных льгот и ограничений

. Снижение налогов с экспортеров осуществляется двумя способами: прямым и косвенным. Прямое снижение налогов с экспортеров - снижение уровня налоговых отчислений в зависимости от доли экспорта в общем объеме производства. Косвенное снижение налогов с экспортеров - государственное разрешение отчислять часть прибыли в фонд развития экспортного производства с необлагаемой части прибыли

. Финансирование экспортного производства бывает прямое и косвенное. Прямое финансирование экспортного производства - субсидирование экспортного производства. Косвенное финансирования экспортного производства осуществляется через сеть коммерческих банков, которым государство предоставляет специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам

. Налоговые льготы - это косвенные экспортные премии, когда экспортерам предоставляются различные финансовые льготы. Часто это освобождение компаний, экспортирующих товар, от уплаты внутренних налогов или предоставления налоговых льгот

Одна из форм косвенных экспортных премий, давно применяется, - это система освобождения от пошлин или его возврат компаниям, использующим импортное сырье для изготовления экспортных товаров в (так называемый условно беспошлинный ввоз и возвращение пошлины). Сущность этой системы заключается в том, что с целью расширения вывоза товаров экспортерам возвращают пошлину при вывозе товаров, которые были уплачены за в виз импортного сырья или полуфабрикатов, использованных для изготовления этих товарев.

. Кредитование экспортного производства разделяют на внутреннем и внешнем. Внутреннее кредитования экспортного производства - осуществляется через государственные банки предоставлением среднесрочных и долгосрочных кредитов на развитие экспортного производства. Внешнее кредитование экспортного вы иробництва - предоставление финансовых и коммерческих кредитов импортерам для закупок у фирмы или страны - кредитора. При этом государство субсидирует такие кредиты с бюджетту.

К кредитования экспорта входят следующие средства: экспортные кредиты, государственные гарантии экспортных кредитов, государственные методы финансирования вывоза товаров по программам помощи иностранным государствам. Другой и направление в развитии торгово-политических средств расширения экспорта - продажа товаров на экспорт по ценам ниже, чем цены, установленные конкурирующими монополиями, и ниже, чем мировые цены, в п идсумку - по демпинговым ценами.

. Страхование экспорта делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее - государство берет часть рисков при крупных капиталовложений в экспортное производство. Внешнее - принятие государством на себя части коммерческих и поле итичних рисков при осуществлении. СЭЕД.

. Субсидирование экспорта - это форма государственной политики, которая дает возможность продавать на внешнем рынке товары отечественного производства по низким ценам, часто ниже цен внутреннего рынка, а иногда даже и от расходов вы иробництва. Такая практика применения субсидий может привести к острым торгово-политических конфликтев.

. Экспортные премии также является одним из торгово-политических средств расширения экспорта. Экспортные премии могут быть в прямой и косвенной формах. Прямые экспортные премии применяются в форме предоставления экспортерам прямых ра. Азов субсидий при экспорте товаров. Они выплачиваются из фондов государственного бюджета и дают возможность экспортерам снижать цены товаров, вывозимых и таким образом расширять экспортеорт.

. Тарифное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - комплекс мероприятий финансово-экономического характера, влияющих на экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности, препятствуя проникновению иностранных товаров на внутренний рынок стран н.

. Таможенный тариф любой страны представляет собой перечень товаров, облагаемых пошлиной. Эти товары объединены в группы по признаку происхождения (растительные, животные, промышленные и др.) и по степени обработки товара. Напротив каждой ого товара (товарной позиции) указывается размер пошлины, которым товар облагается. Для группировки товарных позиций применяются классификации, разработанные 00Н. Иными словами, таможенный тариф систематически организуемые перечнем пошлинмита.

Функциями таможенного тарифа являются: 1) защита национального товаропроизводителя; 2) содействие развитию национального производства и экспорта; 3) получение торгово-политических уступок от партнеров; 4) контроль за п прохождением товаров через границу; 5) фискальная.

Цели таможенного тарифа:

o рационализация товарной структуры импорта и экспорта;

o поддержка рационального соотношения импорта и экспорта товаров, валютных доходов и расходов на территории страны;

o создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране;

o защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

o обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику

. Тарифное (таможенное) регулирование предусматривает введение определенных видов пошлин и рассматривает и предоставляет детальную характеристику действия таких таможенных режимов, как:

o выпуск для свободного обращения;

o реимпорт;

Транзит;

Таможенный склад;

Свободный склад, магазин беспошлинной торговли;

Переработка на таможенной территории;

Временный ввоз (вывоз);

Свободная таможенная зона;

Переработка вне таможенной территории;

Экспорт;

Реэкспорт;

Уничтожение;

Отказ в пользу государства

Структура таможенных тарифов включает простые (одноколонни) и сложные (многоколонных) тарифы . Простые таможенные тарифы устанавливают одну ставку пошлины для каждого товара независимо от происхождения этого товара. Расширенный таможенный тариф предусматривает для каждого товара две и более ставок пошлин. Как правило, на айвища ставка сложного тарифа называется максимальной, или генеральной, и применяется в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых соглашений. Более низкая, минимальная ставка, как правило, приме ся к товарам тех стран, с которыми подписаны торговые договоры и соглашения и (это особенно важно), которым предоставлен режим наибольшего благоприятствованияння.

Каждое государство имеет национальную структуру тарифа течение многих лет государства пытались унифицировать таможенные тарифы. К унификации тарифов побудили многочисленные многосторонние соглашения. В 1950 г в. Брюсселе бул а подписана конвенция об унификации номенклатуры таможенных тарифов и создана так называемая брюссельская схема таможенного тарифа, которая получила название. Брюссельская товарная номенклатура. Согласно ей в основ в унификации было положено разделение товаров по производственному принципу, а сама номенклатура содержала 21 раздел и 99 более узких группировок для описания товаров. Но, несмотря на существование определенных единых между народных номенклатур для статистических и тарифных целей, по разным причинам один товар в рамках одной международного соглашения мог быть отнесен к нескольким группировок в ходе движения к конечному потребителю. Такой ход событий наносил определенные убытки потребителям и производителям товаретоварів.

время рост объема и значения международной торговли, тенденция к унификации и стандартизации внешнеторговой документации, необходимость обмена статистическими данными поставили вопрос разработки единого международного документа, который устанавливал бы четкие и детализированные правила классификации товаре.

Такой документ был разработан и принят в. Брюсселе 14 июня 1983 г., получив название. Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Это многоцелевая товарная номенклатура (классификатор), которые отвечают и дает потребностям статистических служб, таможенных органов и коммерческой деятельности. Названа система включает товарные позиции, ггидпозиции и цифровые коды, которые им принадлежат; примечания к разделам, группам и ггидпозиц й, а также. Основные правила интерпретации (классификации). Гармонизированной системеми.

Использование указанного классификатора стало новым этапом в дальнейшем разработке и стандартизации систем (товаров), классифицируются с учетом максимального круга интересов. По этой схеме сейчас в установлены таможенные тарифы. Великобритании,. Франции,. Германии,. Италии и других западноевропейских стран, а также таможенные тарифы многих развивающихся стран,. Азии,. Африки и. Латинской. Америки. Уровень таможенных ставок, как правило, возрастает мере повышения степени обработки, науко-и техномисткости: сырье облагается низкими пошлинами или вообще не облагается, техномистки готовые товары и услуги в податковуються высоким пошлинаом.

. Пошлина - это налог, взимается в связи с ввозом иностранного товара в страну и при выпуске товаров таможнями на внутренний рынок. Экономическая действие пошлины заключается в том, что оно увеличивает цену иностранного то. Овари, ввезенного в страну, и создает разницу в цене того же товара на мировом рынке и в рамках данной страныи.

Пошлина в тарифе устанавливаются двумя методами. Один из них - это определение размера (ставки) пошлины в виде процента к цене товара. Пошлина, выраженное таким образом, называется пошлиной от цены, или адвалорной им. Другой метод - это установление размера пошлины непосредственно в денежном выражении в виде определенной суммы, взимаемой с массы, объема или штуки товара. Пошлина, выраженное таким образом, называется специфический им пошлинаитом.

В современных таможенных тарифах применяются оба вида пошлины. Однако адвалорные и специфические пошлины по разному реагируют на изменения уровня цен на мировом рынке. В случае повышения цен на внешнем рынке эффективнее адвалорные, при снижении - специфическое. В современной таможенной политике разовьет тых стран наблюдается тенденция к увеличению роли адвалорной пошлины в тарифаах.

Существует практика унификации методов определения таможенной стоимости товаров (согласно. Брюссельской конвенции 1950 г о создании. Совета таможенного сообщества и первого ее учредительного заседания в 1953 г.). В. Согласно этой конвенции адвалорные взимается с так называемой"нормальной"цены товар; ціни товару.

Это цена, которая существует в момент представления таможенной декларации, и включает все расходы по доставке товара до границы. По происхождению пошлина может быть автономным или конвенционным (конвенциональных) . Автономное пошлина взимается по решению государственной власти определенной страны независимо от любых соглашений с другими странами конвенционных пошлина устанавливается в процессе заключения сделки или договора с другим стран ной и фиксируется в этом договоре. Оно может меняться в течение срока его действия конвенционных пошлина исчезает из таможенного тарифа, когда договоры, по которым они были предоставлены, прекращают свою дидію.

. Особыми видами пошлины считаются: 1) специальные пошлины, 2) антидемпинговое и 3) компенсационная. Специальные пошлины - применяются в случаях недобросовестной конкуренции и угрозы национальным товаропроизводителям подобной продукции; как ответная мера на дискриминационные действия иностранных государств

. Антидемпинговое - применяется при импорте товара по демпинговым ценам. Компенсационные - применяется при импорте товара, при производстве которого прямо или косвенно использовались субсидии. Классификация видов пошлин и приведена в табл 3 3.5.

. Таблица 35

. КЛАССИФИКАЦИЯ. ВИДОВ. ПОШЛИНЫ

. Нетарифное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - комплекс мероприятий ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок страны. Нетарифные ограничения являются мерами скрытого протекционизма. Нетарифные е етод регулированияя по характеру действия подразделяются на: o количественные (квотирование, лицензирование, добровольные ограничения, эмбарго);

o скрытые (государственные закупки, требования к содержанию компонентов, технические барьеры, налоговые сборы, импортный депозит);

o финансовые (субсидии, кредитование, демпинг);

o неэкономические (торговые соглашения, правовые режимы)

. По уровню юридического обеспечения нетарифные методы разделяют на: формальные и неформальные. Формальные нетарифные методы зафиксированы в законодательных актах и??нормативно-распорядительных документах и??включают количественные и подобные специфические ограничения, связанные с ними политику, государственное участие в торговле, ограничительную деловую практику, таможенные процедуры и практику их применения, другие технические барьер.

. Неформальные нетарифные методы вводятся как результаты действия правительства или производные от политики и практики органов государственного управления и включают барьеры, возникшие из-за административные процедуры и неопубликованные нормативно-распорных рядчи документы, рыночную структуру, политику и практику органов государственного регулирования, социальных и культурных установок.

. Торговые договоры и соглашения относятся к важнейшим средств современной торговой политики стран мира. Они определяют правовые условия, на которых строятся экономические взаимоотношения правительств, а также физических и юридических лиц гос жал, подписавшие договор. Торговые договоры и соглашения применяются давно. Современные торговые договоры и соглашения развитых и развивающихся стран, имеют разные наименования и охватывают широкий круг регулируемых процессесів.

По содержанию, характеру и значению такие договоры могут быть разделены на две большие группы: торговые договоры (договоры о торговле и мореплавании), определяющих важнейшие принципы и создают правовую базу для всего комплекса экономических взаимоотношений между странами, и торговые соглашения (соглашения о товарообороте, соглашения о товарообороте и платежи), регулирующих отдельные стороны экономических взаемови дносин. Договора о торговле и мореплавании (торговые договоры общего типа) устанавливают тот правовой режим, который стороны предоставляют друг другу по таможенному обременения, торгового мореплавания транспорта, транзита, деятельности физических и юридических лиц, сторон, договорюються тощо.

Торговые договоры заключаются на длительные сроки (пять - десять лет) и предусматривают возможность продления срока их действия на следующий период их подписывают от имени правительств сторон, ведущих пер реговоры, и, как правило, подлежат ратификации. Большая часть статей торговых договоров развитых стран касается вопросов ввоза и вывоза товаров и капиталов, приобретение недвижимого имущества в чужой к раине, защиты капиталовложений от национализации и т.п.. Эта группа вопросов является основной в современных торговых договорах. Правовой режим этой группы вопросов устанавливается в торговых договорах через взаимодействием мне предоставления сторонами режима наибольшего благоприятствованияяння.

. Режим наибольшего благоприятствования - это положение о том, что каждое из государств обязуется предоставить другому государству - участнику договора такие же благоприятные права, преимущества, привилегии и льготы, как и те, которые она предоставляет или предоставит в будущее нем любой третьей стране. В современных торговых договорах этот режим применяется в так называемой безусловной форме. Это означает, что льготы и преимущества, которые уже предоставлены третьему государству одной из сторон договора, или те, которые могут быть предоставлены в будущем, распространяются автоматически (безусловно) на другую сторону договора. Режим наибольшего благоприятствования распространяется в торговых договорах на ввоз, вывоз и тр анзит товаров, использовании морских портов, мореплавания и и ін.

Многие страны заключают также различные торговые соглашения, которые в отличие от торговых договоров регулируют отдельные стороны экономических отношений, в частности, объем и товарную номенклатуру взаимной тор ргивли, порядок взаимного предоставления контингентов и их размер, условия и способы расчетов по торговым операциям тощ.

Эти соглашения имеют различные названия - соглашение о товарообороте, соглашение о торговле и платежах, соглашение о взаимных товарные поставки и т.д., и, как правило, заключаются на основе действующих торговых договоров и гр основываются на заложенных там принципах. Срок их действия в основном один год, реже - несколько лет они, как правило, не подлежат ратификации и вступают в силу сразу после подписанияня.

Условия этих соглашений имеют двусторонний характер, т.е. не распространяются на другие страны, связанные с данным государством договорными отношениями (в отличие от многих условий торговых договоров, которые распространяются я на третьи страны на основе принципа наибольшего благоприятствования). Поэтому соглашения такого типа часто называют соглашениями о двусторонней торговле. Одним из важнейших видов договоров в сфере внешнеэкономических связей ей есть соглашения о ликвидации двойного налогообложенияня.

В международной внешнеторговой практике иностранные компании, производящие массовую продукцию и не находят ей сбыта на традиционных рынках, нередко прибегают к попытке расширить рыночную долю (marke et share) на рынках других стран за счет демпинг.

Во демпингом понимают умышленное занижение цен на товары, конкурирующие с товарами, произведенными национальными предприятиями, с целью приобретения большей доли рынка и вытеснения других (национальных) производителей

Существуют также и скрытые формы демпинга, когда импортные товары продают с применением всевозможных скидок, отсрочек платежей, бонусов и т.п.. Это также наносит ущерб другим поставщикам на данном рынке

Законодательство предусматривает определенные полномочия и функции государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением антидемпинговых правил. Поставщики, обвиняемые в демпинге, как правило, поддаются аються строгим санкциям вплоть до принятия решений соответствующими судебными инстанциями, уполномоченными рассматривать претензии государственных органов по надзору за соблюдением антидемпингового законодательства. Антид емпингови правила действуют также и в отношениях между национальными производителямми.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется различными методами, определенными законодательством. Эти методы можно классифицировать по различным основаниям, выделяя экономические и административные, тарифные и нетарифные методы.

К методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности относятся таможенно-тарифное, нетарифное регулирование; наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров; предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров; введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров; введение запретов и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; экспортный контроль; технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования и др.

Исходя из приведенного перечня мер, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому, среди мер государственного регулирования выделяют стимулирующие и защитные. Рассмотрим основные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности более подробно.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются одним из видов неналоговых платежей. Правовые основы тарифного регулирования определяются Законом о таможенном тарифе, согласно которому существуют такие виды ставок таможенных пошлин, как адвалорные (начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров), комбинированные. Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической Деятельности. Товарная номенклатура определяется Правительством РФ исходя из систем классификации товаров, принятых в международной практике. Применяемые в настоящее время Таможенный тариф РФ и Товарная номенклатура утверждены постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830 (с изм. и доп.).



В области тарифного регулирования действует система льгот.
В частности, ввозные таможенные пошлины могут уменьшаться в отношении товаров, происходящих из государств; которым РФ предоставляет режим наибольшего благоприятствования, или преференциальный режим. Страна происхождения товара подтверждается сертификатом. Кроме того, тарифные льготы могут предоставляться в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от пошлины. В частности, товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами в порядке, определенном ст. 34 и 37 Закона о таможенном тарифе.

Количественные ограничения экспорта и импорта.

По общему правилу, импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений. В исключительных случаях Правительство РФ может устанавливать:

· временные ограничения или запреты экспорта товаров для
предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;

· ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных
биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде.

Количественные ограничения экспорта и импорта осуществляются через квотирование.

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке. Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений утверждено постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299.

Лицензирование.

Лицензирование представляет собой административную процедуру регулирования внешнеторговых операций, осуществляемую путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

· введение временных количественных ограничений экспорта или
импорта отдельных видов товаров;

· реализация разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

· предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

· выполнение РФ международных обязательств.

Основанием для экспорта и импорта отдельных видов товаров в указанных случаях является лицензия, выдаваемая Минэкономразвития
России. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске
товаров таможенными органами Российской Федерации.

Минэкономразвития России формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Положение о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий утверждено постановлением Правительства РФ
от 9 июня 2005 г. № 364. Минэкономразвития России через свои территориальные органы выдает участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий:

а) разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании
договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом
которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в
определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может
превышать 1 год;

б) генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании
решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год;

в) исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю
исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара,
определенное соответствующим федеральным органом.

Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами утверждено постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 364.

Экспортный контроль.

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Законом об экспортном контроле, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Номенклатура подпадающих под экспортный контроль товаров определяется перечнями, утверждаемыми Указами Президента РФ. Эти акты вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Порядок вывоза данных товаров определяется Правительством РФ.

Методами осуществления экспортного контроля являются:

· идентификация контролируемых товаров и технологий, т.е. ус­тановление их соответствия товарам и технологиям, включенным в перечни;

· разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций;

· таможенный контроль и таможенное оформление, валютный контроль.

На основании ст. 21 Закона об экспортном контроле, в целях определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам РФ и государственным интересам, межведомственными экспертными советами, образуемыми при Министерстве экономического развития и торговли РФ, проводится государственная экспертиза сделок. Экспертиза осуществляется на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической сделки в Минэкономики России для получения
лицен­зии или разрешения, предусмотренных законодательством РФ в области экспортного контроля. Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций
с контролируемыми товарами и технологиями. Правила проведения государственной экспертизы определены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. № 294.

В целях соблюдения правил экспортного контроля организации могут
вводить внутрифирменную программу экспортного контроля, включающую
в себя мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера. Организации, создавшие внутрифирменные программы экспортного контроля, подлежат государственной аккредитации при Минэкономики России, которое проводит ее в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2000 г.
№ 176. Государственная аккредитация является необходимым условием для получения генеральной лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, в отношении которых установлен экспортный контроль.



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные