Какие бывают формы проведения мероприятий? «Веселые игры». Досуговое мероприятие

В современной отечественной культурологии досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

Функции досуга:

– рекреативная – снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;

– развивающая – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.

Общее определение понятия «досуг» и выявление его функций позволяет говорить о культурно-досуговых программах как о различных формах рекреационно-развивающей деятельности, содержание которых включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.

1. Особенности культурно-досуговых программ

Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:

– овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

– источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;

– в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

2. Типы культурно-досуговых программ

Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:

– разовая игровая программа;

– конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

– игра-спектакль;

– театрализованная игра;

– зрелище;

– праздник;

– длительная досуговая программа.

В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН :

– при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;

– самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;

– основная задача школьного КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.

Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Другой вид конкурсно-игровых программ – интеллектуальные игры . Интеллектуальные игры – это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Основные типы интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)

ВИКТОРИНА

(форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов)

СТРАТЕГИЯ

(форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий)

Тестовая викторина

(участники отвечают на вопросы и получают оценку)

«О, счастливчик!» «Что? Где? Когда?»

Сюжетная викторина

(организаторы придумывают игровой сюжет, напр.: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками)

«Полундра!»

»Колесо истории»

Ролевая стратегия

(путь к успеху – через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры)

«Экспромт-театр

«Яхта»

Экономическая стратегия

(путь к успеху – через успешные приобретения и продажи)

«Менеджер»

Боевая стратегия

(путь к успеху – через правильное планирование победы над противником)

Шашки

Шахматы

В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.

Особенность интеллектуальных игр – наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов.

Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)

ДОПУСТИМЫЕ

УСЛОВНО ДОПУСТИМЫЕ

НЕДОПУСТИМЫЕ

1. Вопросы на сообразительность

2. Вопросы типа «неизвестное об известном»

3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление

4. Вопросы «на удачу»

5. Вопросы «на приближение»

Воспроизводящие вопросы

Вопросы «с уловкой»

Вопросы на перечисление

Вопросы, предполагающие длинный ответ

Вопросы-розыгрыши

Игра-спектакль . Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

– четко изложенные педагогические задачи;

– план подготовки игры;

– экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

– сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;

– список литературы для подготовки детей к игре.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Важность воспитания у детей зрительской культуры – умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников – требует такой организации зрелища, при которой воспитанники смогут выступать то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

– слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,

– приветствия, презентации, церемонии;

– гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

– физкультурные праздники;

– тематические недели, тематические дни и др.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.

Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.

Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:

– наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

– наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

– разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

– создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

– конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования и др.

Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).

Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане – программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.

Исследователи (Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова) выделяют следующие сюжетные модели длительных досуговых игр:

1) Республика – это своеобразное государство, основной закон которого отражает права и обязанности детей и взрослых. Здесь решаются задачи воспитания гражданской позиции детей через их участие вместе со взрослыми в моделировании государственного управления, привитие навыков и умений демократической жизни.

2) Путешествие – по этой модели строит свою деятельность школа № 20 г. Рыбинска, в которой каждый год детская организация «Корабль МЕЧТА» отправляется в плавание по четко проложенному курсу в Океане Учения.

3) Строительство – эта модель пользуется популярностью в работе с младшими школьниками: каждый школьный коллектив строит свой дом из отношений внутри своего коллектива и свой микрорайон из полезных дел.

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.

Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна включать:

– пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;

– описание содержания программы;

– характеристику ее материального обеспечения;

– список литературы.

В целом можно сделать вывод об их несомненной ценности длительных досуговых программ, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.

Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности в сфере детского досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень со-участия детей в программе – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

                              План

3. Этапы подготовки культурно-досуговойпрограммы

Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания.

Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.

Раздел I . Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.

Раздел II . Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

Раздел III . Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Раздел IV . Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

Раздел V . Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.

Второй этап подготовки программы – написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.

Итак, сценарий культурно-досуговой программы – это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий – произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк – ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ соответствуют «классической» форме построения.

Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:

1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки.

2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Как видно, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.

                              План

4. Оформление культурно-досуговойпрограммы

По своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов.

Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.

Особенности целей и задачкультурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

– формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

– укрепление здоровья детей;

– формирование опыта организации содержательного досуга.

– приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

– овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

– развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

– постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

– воспитанием гуманности, толерантности;

– формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

– освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

– приобщением детей к художественной культуре,

– воспитанием у них культуры общения,

– формированием культуры организации досуга,

– обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации – мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений – нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другая классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, диско-шоу, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги, всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции – этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми (М.Е. Кульпетдинова): информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности, комплексности, дифференцированного подхода, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия руководителя и участников.

Охарактеризуем некоторые из них.

Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:

– занятия детей в творческих мастерских;

– участие детей в конкурсах;

– сочинение участниками фестиваля сказок и загадок;

– участие детей в играх;

– просмотр детьми спектакля.

Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков, расширяет диапазон их актуальной культуры.

Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:

1) проведение единых тематических мероприятий;

2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению образовательного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за метос, в котором он обучается.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

– игровые методы,

– упражнения.

– обсуждения,

– создание, проигрывание и анализ ситуаций,

– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

– театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

– формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

                              План

5. Схема анализа досугового мероприятия

Для методистов и руководителей, осуществляющих контрольные функции, может стать полезна схема анализа досугового мероприятия. В процессе анализа целесообразно зафиксировать и оценить следующие моменты.

1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.

2. Место и время проведения.

3. Тема, цель, форма проведения.

4. Анализ качества подготовки мероприятия: наличие плана проведения; определение задач; активность детей и педагога; участие и заинтересованность родителей и др.

5. Анализ хода мероприятия: содержание и воспитательная направленность; отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива; характеристика педагогических средств; проявление качеств педагога, его авторитет; создание условий для влияния на детей.

6. Выводы, замечания, предложения: оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия; недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения; пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.

                              План

Вопросы длясамопроверки

1. Назовите основные составляющие культурно-досуговой программы.

2. Приведите примеры культурно-досуговых мероприятий, проводимых в вашем учреждении, распределив их согласно типам культурно-досуговых программ.

Задания для творческой работы

1. Спланируйте культурно-досуговое мероприятие, отберите содержание материала, исходя из принципов моделирования культурно-досуговой программы.

2. Проанализируйте одно из культурно-досуговых мероприятий, проведённых вами или вашими коллегами, используя схему анализа досугового мероприятия .

3. Представьте развернутую характеристику той программы, которая имеется у Вас. К какому типу досуговых программ относится Ваша программа? Сделайте экспертную оценку программы по следующей схеме:

    насколько программа соответствует (по содержанию, видам деятельности, игровым ситуациям) возрастным психолого-физиологическим особенностям детей (участников программы) их познавательным, творческим интересам и потребностям?

    насколько значимы проектируемые цели программы для развития личности ребенка (интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, физическое)?

    каким образом опыт участия в программе обогащает структуру свободного времени ее участников?

    описаны ли в программе технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей?

4. Какие программы, на ваш взгляд, привлекают в учреждение дополнительного образования старшеклассников?

                              План

Литература

1. Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? /Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова. – М.: АРКТИ, 2005. – 286с.

2. Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.

3. Ганичев Ю.В. Подходы к классификации интеллектуальных игр / Сфера досуга – сфера социализации, с. 76-83.

4. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема //Образование и общество. – 2007. – №2. (Интернет-ресурс: education . recom . ru )

5. Кисина Т.С. Длительная сюжетно-ролевая игра как программа деятельности детского коллектива // Внешкольник. – 1997. – № 1.

6. Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276-277.

7. Карпова Н.С. «Полеты» подростков – это нормально / Сфера досуга – сфера социализации, с. 37-38.

8. Солнцеворот. Детский фольклорный фестиваль // Детский досуг. – 2003. – №1.

Материал подготовлен

д.п.н., профессором, зав.кафедрой педагогики и психологии ОГПУ

Тавстуха О.Г.,

Воспитательная работа

Форма воспитательной работы - ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.

Дело или мероприятие может включать одну или несколько форм. Относительно количества участников можно говорить о формах отрядной работы и об общелагерных делах. Основной груз решения поставленных задач несут на себе, в первую очередь, отрядные дела, даже если они не обладают размахом общелагерных.

Задачи культурно-досуговых мероприятий:

Ш представление детям образца деятельности,

Ш создание эмоционального настроя, торжественности, демонстрация ритуалов,

Ш они решают задачи, которые требуют совместных усилий,

Ш выводят деятельность отряда на новый уровень,

Ш могут помочь в сплочении отряда.

В 30-дневной смене достаточно 5-7 общих дел. Количество отрядных дел в разных сменах бывает разным. Как минимум -- чтобы каждый ребенок смог попробовать себя в разработке и подготовке дела (4-5 дел - по количеству групп). Плюс дела, которые готовятся вожатыми, дела организационного периода, итогового, подготовка к общелагерным делам.

Чем определяется и какими средствами достигается разнообразие отрядных дел?

Определяется разнообразием интересов и потребностей детей, необходимостью постоянной смены деятельности для сохранения активности восприятия, для достижения больших результатов; множеством задач, которые предстоит решить педагогу в течение смены, чтобы обеспечить благополучие ребенка и достичь тех целей, которые поставлены программой конкретной смены, которые определены совместно с детьми.

Какими средствами создать разнообразие:

Включить самих ребят в процесс планирования, подготовки и проведения дел: это наполняет их деятельность в лагере конкретным содержанием, предполагает использование разных способов и приемов организации деятельности, в том числе групповых, индивидуальных, коллективных;

Разнообразить формы дел.

Чтобы создать разнообразие форм работы с детьми, можно:

Использовать комплексные формы, такие как тематический день. Он предполагает систему дел, связанных общей темой, логикой; содержательно прорабатываются все обычные организационные моменты дня; важно учесть сочетание различных видов деятельности в дне. Может быть использовано единое оформление, меняются только его элементы;

Разнообразить содержание дел отряда: спорт, интеллект, искусство, прикладное творчество, досуговое творчество, развлечения, «отраслевые» дела (по экологии, экономике, праву, театральные, литературные и др.).

Как подготовить культурно-досуговое мероприятие

Цель: познакомить подростка с алгоритмом подготовки и проведения КТД (коллективно-творческого дела).

Главное для вожатого - не просто обучить ребят, что делать и как, а воспитать уважение каждого к каждому, помочь осознать собственную ответственность за порученное дело, научить критически оценивать свои поступки.

Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Ход занятия

I. Введение.

Стадии КТД , которые определяет И. П. Иванов:

Первая стадия - предварительная работа воспитателей (определяется роль КТД, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, начинает строиться перспектива КТД).

Вторая стадия - коллективное планирование КТД;

Третья стадия - коллективная подготовка дела (на этой стадии руководящий орган КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника).

Четвертая стадия - проведение КТД.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД.

Шестая стадия - ближайшее последействие КТД.

II. Определение идеи дела.

Начнем с определения понятий.

Коллективно-творческое дело - это:

Дело, так как несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

Коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива - детей и воспитателей, т. е. является общей заботой;

Коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет разные возможности.

В основе лежат 4 сами :

Сами планируем,

Сами организуем,

Сами проводим,

Сами анализируем.

По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:

Организаторские,

Социально-ориентированные,

Информационно-аналитические,

Коммуникативные,

Художественные,

Спортивные.

Таким образом, определив основные понятия, этапы КТД, приступаем к выдвижению идей о проведении КТД.

Идеи в команде могут выдвигаться:

Мозговым штурмом - все участники творческой группы собираются вместе и высказывают свои предположения, идеи, которые обсуждаются, «перерабатываются», дополняются и дорабатываются;

Методом ассоциаций.

Но нужно помнить, что детские идеи необходимо переводить в русло полезное, интересное как для самих ребят, так и для окружающих. Порассуждайте, расшифруйте слова «общение», «собеседник», «культура поведения» и т. д. Поиграйте со словом идея (это могут быть критерии-требования к выдвигаемым идеям):

И - интересно должно быть каждому;

Д - деятельность, самое главное - она должна быть очень активная;

Е - единство, сплоченность команды;

Я - найди возможность для проявления индивидуальности каждого человека.

После выдвижения и определения идеи КТД, нужно познакомиться со схемой подготовки дела.

III. Схема подготовки дела.

1. Предварительная работа (определение «нужности» дела, подбор материала, обсуждение идей дела…).

2. Определение цели и предполагаемого результата дела - формулировка темы, выбор названия.

3. Выбор формы проведения дела, определяется количество и состав участников, их роли, общий ход дела, правила ведения.

4. Составление плана подготовки и проведения дела.

Ключевые вопросы по теме,

Рабочие материалы,

Предварительная работа с участниками,

Предварительная работа с ведущим (с пресс-центром, экспертами и пр.).

Организационный блок:

Оформление,

Оборудование,

Подготовка места,

Приглашение участников (специалистов),

Написание сценарного плана или сценария дела.

5. Проведение дела: представление предмета, цели дела, объяснение правил ведения, ход дела, подведение итогов.

6. Анализ дела.

Для детей средне-старшего, старшего возраста данную схему возможно озвучить, наглядно изобразить все 6 стадий развития. Для детей младшего возраста изложить данные материалы в доступной для них форме.

А. Н. Лутошкин советует организовать работу по подготовке и проведению КТД следующим образом:

1. Поставь цель, определи, что требуется делать.

2. Подумайте, какими путями ее лучше достичь.

3. Разбейте всю работу на части.

4. Составь план выполнения дела.

5. Посоветуйся с опытными людьми.

6. Установи, как должна идти работа.

7. Подбери помощников, исполнителей.

8. Распредели обязанности.

9. Объясни, что требуется сделать.

10. Согласуй работу с другими организаторами.

11. Учитывай, кто и как работает.

12. Подведи итоги по окончании работы, проанализируй дело. 1

Условия проведения КТД:

1. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД.

2. Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая определена взрослому.

3. Необходимо опираться на прошлый опыт, на опыт и знания ребят.

4. Главное, что КТД - это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

IV. Работа творческой группы.

Когда определена идея дела и ее разработчики ознакомились со схемой подготовки, следующим этапом становится определение в отряде творческой группы, ответственной за данное дело.

Требования к организации работы творческой группы:

Творческая группа разрабатывает содержание дела в соответствии с теми смыслами и задачами, которые были поставлены коллективом с учетом общих принципов (возраст, особенности, потребности, склонности), продумывает форму, место проведения.

Для более четкой организации работы в творческой группе рекомендуется распределить обязанности:

общая координация,

организационный блок (костюмы, призы, реквизит и другое материальное обеспечение),

группа сценаристов,

группа оформителей (готовит эскиз оформления дела: в сценарии нужно учесть необходимость наглядного и звукового (музыкального) оформления - таким образом, групп может быть две),

ответственный за связь с техническими службами (радист, осветитель и т. д.).

Организация подготовки дела включает:

продумывание работы с залом (перед началом дела и в ходе него - со зрителями, болельщиками),

подготовка сценария осветителю,

подготовка участников действия,

подготовка призов и других материалов,

подача заявки на фонограммы радисту,

раздача заданий группам участников и распределение обязанностей между ними,

организация репетиций,

договоренность с внешними партнерами (по необходимости - с приглашенными коллективами, детскими лагерями, специалистами и т. п.).

V. Итогом занятия является формирование творческой группы и распределение обязанностей внутри нее.

Основами культурно-досуговой анимации туристского обслуживания в отелях является:

комплексный подход к организации мероприятий;

свобода выбора этих мероприятий;

театрализация: использование разнообразных приемов и всех видов искусства (живопись, музыка, литература), при этом ход события определяется сценарием;

персонификация.

К традиционным формам организации таких мероприятий относят:

карнавал (народное гуляние в виде уличного шествия, парада, маскарада),

раут (собрание людей, не предполагающее танцы);

банкет (массовое собрание людей, в основе которого - обильное угощение);

мистерия (театрализованная постановка пьесы религиозного содержания);

раус (мероприятие по зазыванию зрителей перед презентациями, культурно-досуговыми программами);

церемония (культовый благоговейный /государственный/ акт, который проводится в строгом порядке /церемониале/);

шоу-представление, массовое зрелище.

Для того чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:

жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.). При этом номера и фрагменты должны сочетаться таким образом, чтобы сложилась единая картина и связанная структура элементов данного представления;

названием данного show, которое создает настрой и раскрывает его суть;

сценарным планом, в котором обозначен перечень элементов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движение. Обязательно должна быть завязка, кульминация и развязка:

сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также работа над литературной частью - проработкой монологов и диалогов, изучением речевого стиля;

режиссерским планом - перевод литературы на язык действия (если это постановка по мотивам литературного произведения), составление и координация непрерывной действенной цепочки, и работа с техникой, светом и звуком.

Кроме этого важно - где будет разыгрываться данное действо (на летней площадке, в баре, около бассейна), определиться с темпом, ритмом, включением эффектных моментов и репетиционным периодом.

Вечерние представления являются главной частью развлекательной программы отеля. Они должны быть очень разнообразны по содержанию, постановке, костюмам и интересны для всех отдыхающих. Как правило, в них принимают участие все аниматоры. Организаторы стремятся сделать каждое представление ярким, красочным, запоминающимся, в каждом из них должна быть своя изюминка.

И по форме вечерние шоу бывают самые разные: это и небольшая бытовая сценка, разыгранная актерами-аниматорами, и серьезное театрализованное представление, в котором могут принять участие зрители из зала, гости, заранее приглашенные на ту или иную роль.

Анимации в России

Анимация как самостоятельная отрасль гостиничного бизнеса появилась в России, когда 5 лет назад в первом отеле сети HELIOPARK Hotels&Resorts, подмосковном HELIOPARK Country Resort, впервые были организованы анимационные услуги, уже тогда отличавшиеся от западных образцов. С тех пор российский подход к анимации, адаптированный к потребностям и менталитету отечественных туристов, последовательно развивался специалистами сети. Сегодня профессиональная организация анимационных программ по-прежнему является визитной карточкой отелей сети HELIOPARK Hotels&Resorts и обязательным атрибутом отдыха в загородных и курортных отелях сети.

В России наиболее традиционные формы анимации - «День Нептуна» летом, строительство снежной крепости, создание ледовой скульптуры, игры в снежки зимой, «Рыцарский турнир», «Гладиаторские бои», проведение экстремальных игр «Последний герой», «Необитаемый остров». В любом российском городе в программу обслуживания можно включить посещение русской избы - настоящей или стилизованной под старину. Туристов туда можно отвезти на тройках с бубенцами, показать театрализованное представление: «древние мастера» в русских национальных нарядах ткут ковры на ткацком станке; плетут корзины, лукошки, лапти; вырезают ложки, плошки; исполняются русские народные песни и танцы.

Также можно подготовить программу в виде обрядового праздника «Русский каравай». На поляне расставлены деревянные лавки и столы. В центре - русская печь, которая топится дровами. Звучит гармонь, балалайка, народные песни создают особый колорит. Девушки в нарядных сарафанах с кокошниками приветствуют гостей, встречают хлебом-солью. Туристы готовят пироги, бублики, пряники, караваи, пробуют горячую сдобу, получают в подарок книги с рецептами приготовления русских народных блюд.

Не менее интересно будет принять участие в «Турнире богатырей», где произойдет встреча с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Для этого возводится крепость, происходит театральное представление: скачки на лошадях, метание копий, стрельба из лука, подъем тяжести, сражение на мечах, прохождение импровизированной средневековой полосы препятствий, проявление смекалки и находчивости. Каждое новое состязание ставит участника перед выбором: сойти с дистанции или продолжить борьбу за звание «Богатырь земли русской».

Туристы могут попасть и в «цыганский табор»: поляна, кибитки, шатры, лошади, медведь, привязанный к дереву, костер. Гостей угощают вином, звучат цыганские песни, красавицы в пестрой одежде исполняют зажигательные танцы. А старая цыганка предскажет судьбу по картам или погадает по руке.

Это - российская экзотика. Конечно, в разных странах существует многообразие культурно-развлекательных программ - от традиционных до эксклюзивных. Некоторые из них вполне могут быть позаимствованы нашими курортами. Например, в Колумбии устраивают томатные бои, в Италии - апельсиновые, в Таиланде и Индонезии - банановые. Главное - фрукты и овощи должны быть мягкими, чтобы противники не покалечили друг друга. Наши туристы наверняка с энтузиазмом примут участие в таких мероприятиях.

На территории многих курортных комплексов Туниса можно встретить базары на колесах, которые приезжают на один день и демонстрируют восточное фольклорное шоу с танцами живота. На Шри-Ланке каждое воскресенье устраиваются фестивали «Танцы Востока», все желающие могут пройти краткосрочное обучение искусству восточного танца. У нас мода на арабские танцы в самом разгаре - несколько уроков для отдыхающих будут весьма уместны.

В Италии группы аниматоров устраивают театрализованные шоу-представления в Риме - гладиаторские бои в Колизее, факельные шествия крестоносцев, состязания рыцарей в храме всех богов Пантеоне, балы эпохи возрождения.

Здесь вполне уместна аналогия с турнирами русских богатырей, о которых мы говорили выше.

В Чехии и Венгрии разработаны шоу-программы «Встреча с привидением» - театрализованные представления, в котором аниматоры разыгрывают туристов и вовлекают в удивительные, леденящие душу приключения.

В России с нечистой силой тоже «все в порядке», да и любителей адреналина немало.

Описание материала: Предлагаю конспект культурно-досугового мероприятия «В мире сказок» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, специализированных детских учреждений, учителям начальных классов. Это конспект мероприятия, направленного на развитие у детей навыков эффективного общения, творческих способностей, пополнение знаний о произведениях устного народного творчества.

Конспект культурно-досугового мероприятия «Сказочная поляна»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Развитие навыков эффективного общения, позитивного социального поведения, обогащение знаний о произведениях устного народного творчества.

Задачи:

Образовательные: формировать представления о произведениях устного народного творчества.

Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление, познавательную активность, коммуникативные навыки, навыки совместной деятельности.

Речевые : развивать связную речь (развивать у тетей умение отвечать на вопросы полными ответами, давать обоснование своим ответам).

Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, любознательность.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением сказочных предметов (репка, зеркало, корыто, туфелька, яблоко, телефон, градусник, яйцо, игла, рукавичка, ключик, корзинка с пирогами), бланки телеграмм от сказочных героев, письмо от Сказки.

Раздаточный материал : карта с маршрутом мероприятия (огненная река, высокие горы, топкое болото, дремучие леса, непроходимые овраги, глубокие озера)

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

Ход мероприятия

Сказочница: Здравствуйте, ребята! Посмотрите как у нас здесь красиво, наверное, тут живет много сказок. (Обходит зал, осматривается). Нет, никого я не нашла. А, что же, это за письмо? (читает вслух). «Помогите, меня похитили злодеи! Сказка». Ребята, надо выручать сказку из плена. Для этого нам надо пройти испытания. Вы согласны, тогда в путь!

По станциям ребята проходят испытания. В руках у сказочницы карты с маршрутом: 1. огненная река, 2. высокие горы, 3. топкое болото, 4. дремучие леса, 5. непроходимые овраги, 6. глубокие озера. Сказочница раздает карты с маршрутом ребятам.

Станция «Огненная река» . Сказочница задает сказочные вопросы:

а) какими словами начинаются русские народные сказки? («жили-были», «в некотором государстве»);

б) какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику? (дудочка);

в) кто первым нашел теремок? (мышка);

г) кто с кем такой дележ устраивал: «Твои вершки, а мои корешки» (мужик и медведь);

д) от кого первого ушел колобок? (от бабушки);

е) какая девушка на балу потеряла туфельку? (Золушка);

ж) как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка);

з) кто из поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф);

и) сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки у новогоднего костра (12);

к) кто из героев сломал теремок? (медведь);

л) кто помог выгнать из избушки лису? (петух).

Станция «Высокие горы». Ребят встречают разбойники. Мы награбили много вещей, а чьи они определить не можем.

Разбойники показывают предметы, а дети должны отгадать из какой сказки предмет. Предметы: репка, зеркало, корыто, туфелька, яблоко, телефон, градусник, яйцо, игла, рукавичка, ключик, корзинка с пирогами.

Станция «Топкое болото» . Ребят встречает старуха Шапокляк. «Не пропущу вас дальше, пока не отгадаете мои загадки».

1. А дорога далека,

А корзина не легка.

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

2. Ах, ты, Петя простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петушок-золотой гребешок)

3. Красна девица, грустна,

Ей не нравится весна

Ей на солнце тяжело,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

4. Нет ни речки, ни пруда,-

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

5. С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В деревянный балаган

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

6. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Он известен, знаменит

Это доктор….. (Айболит)

7. Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

Ну, отгадайте, как звали ее? (Красная Шапочка)

8 Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь

В лесу 7 гномов повстречав

Спасется наша….. (Белоснежка)

Станция «Дремучие леса» . Кикимора задает хитрые вопросы.

1. Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной

Его звали….. (Дуремар)

2. Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка-

Его звали….. (Колобок)

3. Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид

Это….. (Карабас-Барабас)

4. Много дней он был в пути

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали…. (Иван-Царевич)

5. И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут….. (Дюймовочка)

6. Жил в бутылке сотни лет,

Наконец, увидел свет,

Бородою он оброс,

Это добрый….. (Старик Хоттабыч)

7. С голубыми волосами

И огромными глазами

Это куколка-актриса,

И зовут ее…. (Мальвина)

8. Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив как старичок

Это грустный….. (Ослик)

9. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его…. (Карлсон)

Станция «Непроходимые овраги». Почтальон Печкин читает телеграммы, а ребята отгадывают от кого они.

Печкин: Ребята получил телеграммы, а от кого они я определить не могу. Помогите мне, пожалуйста!

Телеграммы:

- «Спасите! Нас съел серый волк» (7 козлят).

- «Золотое яичко уже снесла!» (Курочка Ряба).

- «Я сломал теремок. Ребята, помогите его построить!» (медведь)

- «Потерял золотой ключик. Помогите его найти» (Буратино)

- «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. Скоро буду у вас в гостях» (Колобок).

Станция «Глубокие озера».

Баба Яга: « Я вам буду загадывать сказки, а вы отгадывайте!»

- «На пригорочке зеленом цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от него по всему саду, ровно струится, бежит….» («Аленький цветочек»).

- «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из цветка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан» («Дюймовочка»)

- «Спала она на чердаке. Под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями и большими зеркалами» («Золушка»)

- «Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного. Сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя» («Снежная королева»)

- «Лети, лети. Лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели» («Цветик-семицветик»)

Сказочница, обращаясь к Бабе Яге: Мы выполнили все задания, отдавайте нам сказку!

Баба Яга: Что ж, делать, забирайте свою сказку!

Появляется сказка: Спасибо вам, ребята! Выручили меня из плена, теперь я буду приходить к вам в гости очень часто. (Награждает всех призами).



В продолжение темы:
Налоговая система

Многие люди мечтают о создании собственного бизнеса, но никак не могут это сделать. Нередко, в качестве основной помехи, которая их останавливает, они называют отсутствие...

Новые статьи
/
Популярные